СОГЛАСОВАН Советом родителей МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 29.08.2022г. № 11 ПРИНЯТ Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 30.08.2022г.№ 11 УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» от 31.08. 2022г. № 275 ПЛАН КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ, ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» 2022-2023учебный год (5- дневная учебная неделя) Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» (утверждена приказом от 30.08.2022г.№ 264) Начальное общее образование для обучающихся с задержкой психического развития на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Достижение поставленной цели при разработке и реализации плана коррекционно – развивающих занятий, внеурочной деятельности начального общего образования для обучающихся с ОВЗ предусматривает решение следующих основных задач: - сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; - создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику; - помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально - гражданской, визуальнохудожественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической); - обеспечение доступности получения качественного начального общего образования, достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ всеми обучающимися, в том числе детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ; - обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений. Нормативно-методическая база учебного плана План коррекционно – развивающих занятий, внеурочной деятельности начального общего образования для обучающихся с ОВЗ на 2022-2023 учебный год МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» разработан на основании: федеральных нормативных документов: Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 (вступивший в силу с 01 сентября 2016 года); Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 289; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. № 28 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21); Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом 2 Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020); письма Минпросвещения РФ от 11.11.2021 г. № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году»; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)” региональных нормативных документов: Закона Республики Крым от 06.07.2015г № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым» с изменениями от 30.06.2021г. №203-ЗРК/2021; письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 № 2017/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2022/2023 учебный год»; Методических рекомендаций, направленных письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 14.11.2019 г. № 01-13/165 «Об организации преподавания факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин». школьных нормативных документов: Устава школы; Адаптированной основной образовательной программы НОО для обучающихся с задержкой психического развития. Внеурочная деятельность/коррекционно-развивающие занятия Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» в соответствии ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ включает: Коррекционно-развивающая область, которая представлена групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, психокоррекционными, логопедическими, дефектологическими занятиями и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение определяется исходя из психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК. Логопедические занятия «Развие речи, овладение техникой речи (логопедия) Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации. Основными направлениями логопедической работы является: диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, 3 словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи; коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Психокоррекционные занятия «Коррекция отдельных сторон психической деятельности» Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения. Основные направления работы: - диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); - диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); - диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); - формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические занятия)» Цель курса – преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала. Задачи курса: - Коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала. - Формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие логических мыслительных операций. - Развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование алгоритмов учебных навыков, коррекция учебной деятельности, специальное формирование ее структурных компонентов. - Специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение программного материала. - Формирование навыков социальной (жизненной) компетенции. Ритмика Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют 4 развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с ОВЗ. Основные направления работы по ритмике: - упражнения на ориентировку в пространстве; - ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); - упражнения с детскими музыкальными инструментами; - игры под музыку; - танцевальные упражнения Внеурочноя деятельность, обеспечивает различные интересы обучающихся с ОВЗ, представлены следующими направлениями: Реализация духовно-нравственного направления проводится через информационно просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Социальное направление. Реализуется через занятия «Дорожная азбука». Целесообразность данного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных и коммуникативных компетентностей, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Общекультурное направление. Реализуется через: в 1 классе «Умелые ручки», 3 классе «Школа здоровья». Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитию общей культуры, знакомству с общечеловеческими ценностями. Основными задачами являются формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, становление активной жизненной позиции, эстетической, физической и экологической культуры, содействие развитию познавательной деятельности учащихся (восприятию, представлению, вниманию, памяти, мышления, речи, воображения), формирование и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Для реализации плана внеурочной деятельности используются формы работы со школьниками, отличные от урочной системы обучения: экскурсии, студии, соревнования, заочные путешествия, исследования, мини-проекты, круглые столы, конференции, презентации, выставки творческих работ. 5 Недельный план внеурочной деятельности/коррекционно-развивающих занятий Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» на 2022-2023 учебный год Предметная область Предмет Количество часов в неделю 1-Д класс 3-Д класс (второй год обучения) 2 2 Класс Коррекционноразвивающие занятия Общекультурное Социальное Духовно нравственное Развитие речи, овладение техникой речи (логопедия) Коррекция отдельных сторон психической деятельности Дефектология Ритмика Умелые ручки Школа здоровья Дорожная азбука Разговоры о важном Итого Всего 4 2 2 4 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 4 2 1 1 2 2 10 10 20 Годовой план внеурочной деятельности/коррекционно-развивающих занятий Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» на 2022-2023 учебный год Предметная область Предмет Количество часов в Всего неделю 1-Д класс 3-Д класс (второй Класс год обучения) КоррекционноРазвитие речи, овладение 68 66 134 развивающие техникой речи (логопедия) занятия Коррекция отдельных сторон 68 66 134 психической деятельности Дефектология 68 66 134 Ритмика 34 33 67 Общекультурное Умелые ручки 33 33 Школа здоровья 34 34 Социальное Дорожная азбука 34 33 67 Духовно Разговоры о важном 34 33 67 нравственное Итого 340 330 670 6 7