ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 30.08.2021 №11 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» от 30.08. 2021г. № 263 ПОЛОЖЕНИЕ о системе внутренней оценки качества образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного мониторинга администрацией школы. 1.2. Положение определяет цели, задачи, внутришкольные показатели и индикаторы, инструментарий, функциональную схему, организационную структуру, порядок осуществления внутренней системы оценки качества образования. 1.3. В Положении применяются понятия: • качество образования - интегральная характеристика региональной системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям; • система оценки качества образования - сбор, системный учет, обработка и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса, состоянии здоровья учащихся для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состоянии профессиональной компетентности педагогов и т.д.), проводится в соответствии с утвержденным на год директором планом работы школы; • мониторинг в образовании - система сбора, хранения, анализа и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития. Оценить качество образования возможно с помощью внутренней и внешней оценки; • внутренняя оценка качества в системе образования - оценка, которая осуществляется субъектами ведения образовательной деятельности самостоятельно с учетом трех основных составляющих образовательного процесса: учащихся, педагогических работников, ресурсного обеспечения (организационного, материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового); • внешняя оценка качества образования - оценка, осуществляемая государственными структурами, органами власти, обществом, личностью, в т.ч. родителями (законными представителями). 1 1.4. Система оценки качества образования обеспечивает администрацию школы качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям учащихся, специфике среды их жизнедеятельности. 1.5. Обобщение, анализ и распространение полученной информации проводится директором школы и его заместителями. 1.6. Положение о внутренней системе оценки качества образования утверждается директором. Педагогический совет школы имеет право вносить предложения по внесению в него изменений и дополнений. 1.7. Положение рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается приказом директора 2. Основные цели, задачи, функции и принципы системы оценки качества образования. 2.1. Цель - непрерывное, диагностико-прогностическое отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых школой, и эффективности управления качеством образования, обеспечение всех участников образовательных отношений информацией о состоянии и динамике качества образования в школе. 2.2.Задачами системы оценки качества образования являются: • организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования; • технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике качества образования; • проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику качества образования; • своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их; • осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на уровне школы; • предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса; • оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования. 2.3. Функциями системы являются: • сбор данных по школе в соответствии с муниципальными показателями и индикаторами мониторинга качества образования; • получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику качества образования; • определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества образования в базе данных; • координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии с их полномочиями. 2.4. Система оценки качества образования отражает достижения учащихся и качество организации образовательных отношений. Это интегральная характеристика системы, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. 2 Система оценки качества образования включает в себя две согласованные между собой системы оценок: - внешнюю оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами; (результаты ЕГЭ и ГИА, мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровня); - внутреннюю оценку (самооценка), осуществляемую самой школой - учащимися, педагогами, администрацией. 2.4. Получаемая в процессе оценки информация должна отвечать следующим требованиям: - отражать реальное состояние дел; - иметь минимальные погрешности измерений; - источники должны быть оптимальными; - объем информации должен позволять принять обоснованное решение; - иметь четкую структуру сбора, пополнения, отчетности и хранения; - должна быть своевременной; - должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения; - каждый субъект мониторинга может увидеть свой результат. 3. Участники оценочных мероприятий. 3.1. Общее методическое руководство организацией и проведением мониторинга осуществляет директор школы в соответствии с законом РФ «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы и локальными правовыми актами. 3.2. Мониторинговые мероприятия проводятся силами своих специалистов: директор, его заместители, руководители методических объединений, творческая группа педагогов, учителя, классные руководители. 3.3. По поручению директора школы могут осуществлять мониторинг другие специалисты, обладающие необходимой квалификацией и компетенцией. 3.4. В качестве объектов внутренней системы оценки качества образования должны быть перечислены все пункты части 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», качество обеспечения которых должно отслеживаться ВСОКО для школ, реализующих основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования: • материально-техническое обеспечение образовательного процесса (п.2); • ответственность за прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей (п.5); • ответственность за создание условий для организации дополнительного профессионального образования педагогических работников (п.5); • использование и совершенствование методик обучения и воспитания, образовательных технологий и электронного обучения (п.12); • разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития школы (п.7); • разработка и утверждение образовательных программ (п.6); • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); • разработка и утверждение по согласованию с управлением образования Администрации города Керчи годовых календарных учебных графиков; • утверждение штатного расписания (п.4); 3 • разработка и принятие правил внутреннего распорядка учащихся, правил внутреннего трудового распорядка (п.1); • установление единых требований к одежде учащихся (п.18, ч.12 ст.38); • создание условий для занятия учащимися физической культурой и спортом (п.16); • содействие в организации научно-методической работы, в том числе организации и проведении научных и методических конференций, семинаров (п.20); • содействие деятельности общественных объединений учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся (п.19); • определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию, а также учебных пособий, допущенных к использованию (п.9); • создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания учащихся и работников (п.15). 4. Содержание мониторинга качества образования. 4.1. Мониторинг качества образования осуществляется по следующим четырем направлениям: • качество результатов образовательного процесса: - предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе, ГИА); - метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); - личностные результаты; - достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; - удовлетворённость родителей (законных представителей) качеством образовательных результатов. • качество реализации образовательного процесса: - основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФКГОС) и контингенту учащихся); - реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС); - программа развития образовательного учреждения; - качество проведения уроков и индивидуальной работы с учащимися; - качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); - удовлетворённость учащихся и родителей (законных представителей) качеством проведения уроков и условиями обучения в школе; - документооборот и нормативно-правовое обеспечение. • качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: - материально-техническое обеспечение; - информационно-методическое обеспечение (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение); - санитарно-гигиенические и эстетические условия; - медицинское сопровождение и общественное питание; - психологический климат в образовательном учреждении; - взаимодействие с социальной сферой микрорайона и города; - кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов); - общественно-государственное управление (Родительский совет, школьное 4 ученическое самоуправление, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования; - качество организации воспитательного процесса: - реализация дополнительных образовательных программ; - степень вовлеченности учащихся в воспитательную работу в различных направлениях; - работа с учащимися, находящимися в сложной жизненной ситуации; - уровень сформированности у учащихся устойчивости к негативным социальным явлениям. 5. Общие подходы к организации мониторинга. 5.1. Мониторинг осуществляется по всем основным предметам начального, основного и среднего общего образования: - проверка образовательных достижений и степени обученности должна быть ежегодной, во всех параллелях классов; - критерии, показатели, формы сбора и предоставления информации, а также сроки проверки определяются администрацией школы в зависимости от особенностей процесса обучения; - обработка и накопление материалов может проводиться в бумажном и электронном варианте - в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме. 5.2. Мониторинг может быть представлен двумя уровнями. Первый уровень, индивидуальный (персональный) - его осуществляет учитель отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков). На втором (внутришкольном) уровне ежегодно проводится мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ: • стартовый (входной) - определяется степень устойчивости знаний обучающихся, выясняются причины потери знаний за летний период и намечаются меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет; • полугодовой - отслеживается динамика обученности обучающихся, корректируется деятельность учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости; • итоговый (годовой) - определяется уровень сформированности знаний, умений и навыков при переходе учащихся в следующий класс, прогнозируется результативность дальнейшего обучения, выявляются недостатки в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты. 6. Периодичность и виды оценки качества образования. 6.1. Периодичность и виды мониторинговых исследований качества образования определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении. 6.2. План-график, утверждённый директором школы, по которому осуществляется оценка качества образования, доводится до всех участников учебного процесса до начала учебного года. 6.3. Могут осуществляться следующие виды мониторинговых исследований: 5 • • по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый; по временной зависимости: краткосрочный (ориентирован на промежуточные результаты качества образования), долгосрочный (ориентирован на реализацию программы развития ОУ). • по частоте процедур: разовый, периодический, систематический; • по формам объектно-субъектных отношений: самоконтроль, взаимоконтроль, внешний контроль. 7. Права и ответственность участников оценочных мероприятий. 7.1. Субъекты учебно-воспитательного процесса имеют право на конфиденциальность информации. 7.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных с научной или научно-методической целью. 7.3.За организацию мониторинга несут ответственность: - за дидактический мониторинг - заместитель директора по учебной работе; - за воспитательный мониторинг - педагог-организатор; - за психолого-педагогический мониторинг - педагог-психолог; - за медицинский мониторинг - медицинский работник, классный руководитель; - за управленческий мониторинг - директор школы. 8. Формы представления информации о результатах внутренней системы оценки качества образования: - аналитические справки и приказы; - схемы, таблицы, графики, диаграммы, обработанные с использованием стандартизированных компьютерных программ; - публичный доклад; - материалы сайта; - самообследование. 9. Результаты оценки качества образования. 9.1. Итоги мониторинга оформляются в приказах по школе, схемах, графиках, таблицах, диаграммах, конкретные, реально выполнимые рекомендации. 9.2. Вопросы о результатах оценки качества образования заслушиваются на заседаниях педагогического совета, методического совета, совещаниях при директоре. 9.3. Анализ результатов оценки качества образования способствуют: - принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования; - повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия определяющих дальнейшее развитие системы решений; - прозрачность и открытость результатов деятельности школы через публичный доклад директора школы и размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте школ 6 7