полож о школьной библиотеке 2021

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК «Школа №26
имени Героя Советского Союза
Д.Т. Доева»
протокол от 30.08.2021 №11

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ г. Керчи РК
«Школа № 26 имени Героя
Советского Союза Д.Т. Доева»
от 30.08. 2021г. № 263

Положение
о школьной библиотеке
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Керчи Республики Крым
«Школа№26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева»
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о библиотеке Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени
Героя Советского Союза Д.Т. Доева» (далее - положение) регламентирует деятельность
библиотеки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города
Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева»
(далее - школа)
1.2. Данное положение разработано в соответствии с:
Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об
образовании в Российской Федерации»,
Федеральным законом Российской Федерации № 78-ФЗ «О библиотечном деле» от
29.12.1994 г.,
Федеральным законом №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности от
25.07.2002 г.,
Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью
и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010 г. (ред. от 14.10.2014),
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ,
Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52 «Об утверждении форм первичных
учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами
государственной
власти
(государственными
органами),
органами
местного
самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами,
государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их
применению»,
Приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета
документов, входящих в состав библиотечного фонда», письмом Минобразования России
от 23.03.2004 № 14-51-70/13
«О Примерном положении, о библиотеке общеобразовательного учреждения»
в соответствии с Уставом учреждения, в соответствии с требованиями ФГОС,
СанПиН 2.3/2.4.3590-20

1.3. Библиотека является структурным подразделением Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа
№ 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева», участвующим в учебно-воспитательном
процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное
пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются настоящим положением
и правилами
пользования библиотекой, утвержденными руководителем учреждения.
1.5. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными,
санитарно-гигиеническими требованиями.
1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности. Формирования в школьной среде мировоззрения и
духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на
принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и
согласию, готовности к диалогу.
1.7. Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения
права учащихся на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.8. Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и других
работников школы, родителей (законных представителей) учащихся. Организация
обслуживания читателей производится в соответствии с правилами техники безопасности
и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
1.9. В соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской
деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено
распространение, хранение и использование литературы экстремисткой направленности.
1.10. Закон определяет экстремистские материалы
как предназначенные для обнародования документы, либо информация на иных
носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо
обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой
деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии
Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или
оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие
практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или
частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или
религиозной группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо
прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их
изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование
и «иное содействие» этим действиям.
1.11. Работники библиотеки ежеквартально проводят сверку имеющихся в фондах
библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымают их
из оборота библиотеки, ведут журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком
экстремистских материалов.
1.12. В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным
2

законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Работники библиотеки выявляют и исключают из доступа отдела обслуживания учащихся
печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 16+, 18+.
2. Цели, задачи, функции библиотеки
2.1. Основными целями и задачами библиотеки школы являются:
 обеспечение учащихся, учителей,
работников школы, родителей (законных
представителей) учащихся доступом к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов
образовательной организации на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
 привлечение учащихся к систематическому чтению учебной, художественной,
научно-популярной литературы;
 организация чтения в целях успешного изучения учащимися учебных предметов,
лучшего усвоения общеобразовательных программ;
 содействие развитию познавательных интересов и способностей учащихся;
 обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
 содействие читателям библиотеки в подборе научно-методической литературы,
информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
 совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
2.2. Библиотека выполняет следующие функции:
2.2.1.Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной
организации:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других организаций;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
2.2.2. Создает информационную продукцию:
 осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог.
2.2.3.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание учащихся:
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков
3

работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности учащихся;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности;
 содействует педагогическим работникам в организации образовательного процесса
и досуга учащихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих
компьютерных игр).
 2.2.4.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием учащихся;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
 содействует
профессиональной
компетенции
педагогов,
повышению
квалификации, проведению аттестации;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций);
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры
учащихся; является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами.
2.2.5.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание родителей (законных представителей) учащихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
 консультирует читателей библиотеки по вопросам учебных изданий для учащихся.
3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
образовательной учреждения.
3.2. Руководство библиотекой осуществляет педагог-библиотекарь, который
назначается руководителем учреждения.
3.3. Работники библиотеки несут ответственность в пределах своей компетенции за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями.
 3.4. Педагог-библиотекарь
разрабатывает и представляет руководителю
учреждения на утверждение следующие документы:
 положение о библиотеке, правила пользования библиотекой и другие локальные
акты, регламентирующие работу библиотеки;
 структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе
объемов работ;
 планово-отчетную документацию;
4

 технологическую документацию.
3.5. Структуру библиотеки составляют:
 абонемент;
 читальный зал;
 отдел учебников;
3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с
планом работы библиотеки школы на основе библиотечно-информационных ресурсов.
3.7. Библиотека обеспечивается:
 комплектованием библиотечно-информационных ресурсов;
 необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров и в соответствии с положениями санитарных правил и нормативов,
обеспечивающими сохранность книг;
 современной
электронно-вычислительной,
телекоммуникационной
и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами.
3.8. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий
для деятельности библиотеки несет руководитель учреждения в соответствии с уставом
школы.
3.9. Режим работы библиотеки определяется педагогом - библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка школы. При определении
режима работы библиотеки предусматривается выделение:
 двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
 одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится.
4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
4.1. Сведения о включаемых в библиотечный фонд документах фиксируются в
книге суммарного учета библиотечного фонда.
4.2. Документы, подготовленные к приему в библиотечный фонд, подвергаются
первичной обработке и индивидуальному учету.
4.3. Индивидуальный учет документов осуществляется путем присвоения каждому
экземпляру документа регистрационного номера, иного знака в качестве
регистрационного номера. Индивидуальный номер закрепляется за документом на все
время его нахождения в фонде библиотеки. Регистрационные номера исключенных из
фонда документов не присваиваются вновь принятым документам.
4.4. Регистрационные номера проставляются непосредственно на документах и
отражаются в регистре индивидуального учета документов, принятом в библиотеке.
4.5. Индивидуальный учет периодических изданий ведется в регистрационной
картотеке периодических изданий, предназначенной для учета каждого названия и
каждого экземпляра.
4.6. Документы, включаемые в фонд библиотеки, маркируются. При этом могут
быть использованы штемпели, книжные знаки, индивидуальные штриховые коды, другие
5

виды маркировки.
4.8. На принятых первичных учетных документах производится запись,
подтверждающая, что поступившие документы приняты в библиотечный фонд как в
объект особо ценного движимого имущества или как в объект иного движимого
имущества.
4.9. Первичные учетные документы, подтверждающие факт поступления,
передаются в бухгалтерию для включения в учет библиотечного фонда.
4.10. Документы выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой
или частичной либо полной утратой потребительских свойств. Выбывающие документы
исключаются из библиотечного фонда и списываются.
4.11. Выбытие документов из библиотечного фонда оформляется актом о списании
исключенных объектов библиотечного фонда по форме приказом Минфина России
4.12. К акту о списании прилагается список на исключение объектов
библиотечного фонда (далее – список), который включает следующие сведения:
регистрационный номер и шифр хранения документа, цену документа, зафиксированную
в регистре индивидуального учета документов, коэффициент переоценки, цену после
переоценки и общую стоимость исключаемых документов.
4.13. Для документов, обработанных групповым (упрощенным) способом, вместо
списка дается перечень регистрационных номеров, вид исключаемых изданий, их
количество.
4.14. К акту о списании по причине утраты и списку прилагаются документы,
подтверждающие утрату (пояснительная записка, в случае кражи или хищения –
протокол, акт, заключение уполномоченных органов, при возмещении ущерба –
финансовый документ о возмещении ущерба).
4.15. После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, первый
экземпляр акта о списании со списком и документом, подтверждающим выбытие,
передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается в библиотеке.
5. Проверка наличия документов библиотечного фонда
 5.1. Проверка наличия документов библиотечного фонда (далее – проверка фонда)
производится в обязательном порядке:
 при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
 в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
 при реорганизации или ликвидации библиотеки.
5.2. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и
невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в
соответствии с действующим законодательством.
6. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
6.1. Работники библиотеки имеют право:
 определять условия и порядок использования фондов;
 устанавливать сроки пользования литературой и другими документами;
 распределять учебную и учебно-методическую литературу между читателями;
 не продлевать срок пользования ранее взятыми на короткий срок документами,
6

если на них есть неудовлетворенный спрос со стороны других пользователей;
 определять виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки
в
соответствии
с
действующим
законодательством
РФ.
За
несовершеннолетних пользователей ответственность несут родители (законные
представители).
 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний информационной культуры;
 изымать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда и инструкцией по работе с документами, включенными в
«Федеральный список экстремистских материалов»;
 иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с
коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательной
организации или иными локальными нормативными актами;
 быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
 участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
6.2. Работники библиотеки обязаны:
 обеспечить доступ пользователей к библиотечным фондам и выдачу во временное
пользование литературы и иных материалов в соответствии с настоящими Правилами;
 обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их
запросов и потребностей;
 своевременно информировать пользователей всех категорий обо всех видах
ресурсов и услуг, предоставляемых библиотекой;
 в случае отсутствия необходимых пользователям изданий запрашивать их по
межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
 предоставлять в пользование каталоги, картотеки, осуществлять другие формы
библиотечного информирования;
 изучать потребности пользователей в образовательной информации;
 формировать фонд документов в соответствии с потребностями образовательной
деятельности школы и обеспечивать его сохранность;
 вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе
необходимых изданий;
 проводить
занятия
по
основам
библиотечно-библиографических
и
информационных знаний;
 вести устную и наглядную массово-информационную работу; организовывать
выставки литературы, библиографические обзоры, дни информации, литературные вечера,
игры, праздники и другие мероприятия;
 совершенствовать работу с пользователями путем внедрения информационнокоммуникационных технологий;
 систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных
произведений печати;
 проводить в начале учебного года ежегодную перерегистрацию пользователей;
7

 обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечных фондов,
создать необходимые условия для их хранения;
 способствовать формированию библиотеки как информационного ресурсного
центра;
 создавать и поддерживать комфортные условия для работы пользователей;
 обеспечить режим работы в соответствии с режимом работы школы.
6.3. Работники библиотеки несут ответственность:
 за нарушения требований настоящих Правил в соответствии с действующим
законодательством, уставом и иными локальными нормативными актами школы.
7. Права, обязанности и ответственность пользователей библиотеки:
 7.1.Пользователи имеют право бесплатно пользоваться следующими видами
библиотечно-информационных и сервисных услуг:
 получать полную информацию о составе фонда библиотеки и наличии в нем
конкретных документов через систему каталогов и библиографических картотек и другие
формы библиотечного информирования;
 получать справочно-библиографическое и информационное обслуживание, как
традиционными методами, так и методами телекоммуникационного доступа;
 получать консультационную помощь в поиске и выборе произведений печати и
других документов;
 получать из фонда библиотеки для временного пользования на абонементе и в
читальном зале любые издания и аудиовизуальные документы;
 максимальные сроки пользования документами:
 учебники, учебные пособия - учебный год;
 научно - популярная, познавательная, художественная литература- 15 дней;
 периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней;
 пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
 получать библиотечно-библиографические и информационные знания, навыки и
умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой, информацией;
 заказывать произведения печати и другие документы по межбиблиотечному
абонементу (МБА).
 получать качественное, оперативное и комфортное обслуживание;
 принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой;
 избирать и быть избранным в библиотечный совет, оказывать практическую
помощь библиотеке;
 требовать соблюдения конфиденциальности данных о нем;
 обжаловать действия работников библиотеки, ущемляющих их права, у директора
школы (контактный телефон: 4-08-14);
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
 бережно относиться к фондам библиотеки (не делать в них пометок,
подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т.д.), ее имуществу и оборудованию;
 возвращать в библиотеку книги и другие документы в строго установленные сроки;
8

 не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не
записаны в читательском формуляре;
 пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными
изданиями, книгами, полученными по межбиблиотечному абонементу, только в
помещении библиотеки;
 сдавать ежегодно в срок до 1 июня в библиотеку всю литературу, взятую в
истекшем учебном году. Исключение составляют документы, необходимые пользователю
для прохождения итоговой аттестации или для разработки образовательных программ,
учебно-дидактического и иного материала в рамках реализуемых образовательных
программ и планов работы;
 расписываться в читательском формуляре за каждое полученное в библиотеке
издание (кроме учащихся 1-4 х классов);
 не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
 не вынимать карточек из каталогов и картотек;
 ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию;
 соблюдать в библиотеке тишину и порядок.
7.3. Пользователи библиотеки при выбытии из школы обязаны вернуть в
библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы.
7.4. При утрате и неумышленной порче изданий и других материалов из фонда
библиотеки пользователи таких категорий читателей как: работники школы, родители
(законные представители) учащихся обязаны заменить их такими же или изданиями,
признанными равноценными. В случае утраты и неумышленной порчи изданий и других
материалов из фонда библиотеки учащимися школы ответственность несут родители
(законные представители) учащихся согласно действующему законодательству РФ.
8.Порядок работы в компьютерной зоне:
 работа в компьютерной зоне учащихся производится в присутствии сотрудника
библиотеки;
 за персональным компьютером разрешается работа не более двух человек
одновременно; пользователь имеет право работать с собственным съѐмным носителем
только после предварительного тестирования носителя на вирусы работником
библиотеки;
 включение и выключение компьютеров, МФУ производится только работниками
библиотеки;
 работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно эпидемиологическими правилами и нормативами.
9. Делопроизводство:
9.1. Организация работы с документами по учету библиотечного фонда
осуществляется по правилам ведения делопроизводства.
9.2. В библиотеке ведутся и хранятся:
 регистры индивидуального и суммарного учета документов библиотечного фонда:
 инвентарные книги;
 книги суммарного учета;
9

 журнал регистрации пользователей компьютера;
 журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских
материалов;
 акты о списании исключенных объектов библиотечного фонда;
 учетные документы, подтверждающие поступление документов в библиотечный
фонд (накладные, акты о приеме, акты сдачи-приемки).

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».