СОГЛАСОВАНО Родительским советом школы Протокол № 4 от « 25» мая 2021 г. СОГЛАСОВАНО Школьным ученическим самоуправлением Протокол № 9 от «24» мая 2021 г. СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол № 7 от « 31 » мая 2021 г. Программа «Одаренные дети» на 2021-2026 год УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г.Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д. Т. Доева» Приказ № 230 от « 17 » июня 2021 г. Программа «Одаренные дети» «Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно» Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко Введение Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе. Программа содержит алгоритм действий педагогов, администрации, при этом она допускает вариативные подходы образования. Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и области. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности. Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей. Задачи: на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика; разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе; определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей; организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей; проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН); совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям); Пояснительная записка Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В связи с этим современная школа должна соответствовать следующим требованиям: школа должна давать современное образование; это школа, где учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в другие общеобразовательные школы и СУЗы; в школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должныбыть свои традиции; дети должны учиться в красивой, уютной школе; в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально - творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую. Одаренность бывает: -художественной (музыкально-художественной), -психомоторной (спортивная), -академической (способность учиться), -интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), -творческой (не шаблонное мышление). Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми. Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитиеодаренности. Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%. Поэтому воспитатели детского сада и учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звенадальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся. В структуру программы входят следующие разделы. 1. Паспорт программы Наименование программы «Одаренные дети» Основания для разработки - Закон Российской Федерации «Об образовании в программы РФ» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. - Федеральная целевая программа развития образования на 2013 - 2017 годы. «Национально образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа». - Конвенция о правах ребенка. -Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения - Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г. - Методические рекомендации по организации учебновоспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. -Устав и локальные акты МБОУ г.Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» Цель программы Срок программы реализации Составители программы Исполнители основных мероприятий программы Соисполнители Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ г.Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» 2021 - 2026 годы Администрация школы МБОУ г.Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» Педагогический коллектив школы Учащиеся, родители учащихся Ожидаемые конечные - увеличение числа одаренных детей, которым результаты программы оказывается поддержка; создание индивидуальных образовательных программ; повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми; - совершенствование системы работы содаренными детьми Система контроля Контроль в рамках программы осуществляет исполнения программы администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. 2. Актуальность проблемы Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность. Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня: потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство); развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст); познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст). Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия: определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса): нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию; работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания; выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах; обеспечение базового дополнительного образования: организация элективных курсов, работа кружков по предметам; проведение ежегодных научно-практических конференций в школе «Путь в науку»; общеразвивающие традиционные мероприятия школы; школа взяла курс на информатизацию образовательного процесса; осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом; к работе с детьми более высокого уровня развития привлечены высококвалифицированные специалисты – учителя высшей и первой категории, имеющие большой опыт работы с детьми. Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях: между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе; между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются; между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры; между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей. Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме. Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы. Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – болеесвободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации. При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия. Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство). Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. Ведущим компонентом одаренности является мотивационный. Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью. Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных, состоит именно в различии уровня силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей. При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения: 1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность. 2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся, прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности. 3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии. 4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа. Одаренность может проявляться: как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей; как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает; как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытойодаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: 1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база. 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. 3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека скультурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. 4. Основные цели и задачи программы. Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ г.Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева», а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства. Задачами данной программы являются: обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуальнотворческие мероприятия разного уровня; адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов; «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса; учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала; разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационнометодического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми; обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми. Стратегические направления программы - Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы) - Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы) - мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в мероприятиях различного уровня) 5. 1. Подготовительная работа – нацелена на создание единой программы работы с одаренными детьми. 2. Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы. 3. Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций. 4. Социально-экономическое – осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса «Ученик года». В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы. Координационное направление: организация работы всего коллектива школы; интеграция в рамках данного направления деятельности начальной исредней школы, учреждений дополнительного образования; обеспечение нормативно-правовой базы; ресурсное обеспечение; контроль и анализ деятельности. Диагностическое направление: формирование банка методического обеспечения для выявленияодаренности; проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей; проведение диагностики одаренных детей; диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых); создание банка данных «Одаренные дети школы». Кадровое направление: определение критериев работы эффективности содаренными детьми; педагогической повышение квалификации педагогов на разных уровнях; оказание информационной, методической и финансовой помощипедагогам; создание творческой группы учителей, работающих с одареннымидетьми; создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий. Развивающее направление: создание образовательной среды для развития одаренных детей; организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности; создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; обеспечение материально-технической базы; создание системы психологического сопровождения одаренных детей; использование информационно-коммуникационных технологий. Информационное направление: привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей; организация работы библиотеки; создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов; информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми. 6. Этапы реализации Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2021 по 2026годы. Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в2021-2022 учебном году. Он включает в себя: создание и организацию деятельности координационного совета; создание нормативно-правовой базы; обеспечение материально-технической базы; создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы; создание базовых предметных групп; изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития; отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми; создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений; организация информационно-методического обеспечения и повышения психологопедагогической компетентности учителей по проблемамодаренности; разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов. Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2022-2023 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется: апробация экспериментальных авторских программ; отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка; отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работыс одаренными детьми; углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей; методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов; отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция; систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий; пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик; психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей. Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2023-2024 году (рефлексивно- обобщающий или итоговоаналитический, этап). На этом этапе предполагается: сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей; мониторинг личных достижений учащихся; анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми; создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы; определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении. Формы работы с одаренными детьми Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации повозникшим проблемам; Участие во всероссийской олимпиаде школьников; Психологические консультации, тренинги, тестирование; Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); Создание детских портфолио. 7. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и 8. учителя; принцип создания условий для самопознания и самореализации каждойодаренной личности; принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса; принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций; принцип возрастания роли внеурочной деятельности. 9. Участники реализации программы Руководители: директор заместители директора по УВР руководители ШМО Творческая группа: учителя начальных классов; учителя-предметники; школьный библиотекарь; педагоги дополнительного образования; учителя физической культуры. А так же: учащиеся МБОУ г.Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» родители учащихся Ожидаемые результаты 1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности. 2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся. 3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности. 4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно- эстетической и исследовательской деятельности. 5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики. 10. Критериальная база Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность,в-третьих, стабильная лидерская позиция. Критерии Показатели Методика изучения Самоактуализированность личности 1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. 2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном илинескольких видах деятельности. 3. Наличие адекватной положительной самооценки,уверенности в своих силах ивозможностях. 4. Способность к рефлексии. 5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуальнопознавательного плана, мотивация общения и поведения. 6. Уровень коммуникативной культуры Тест оценки потребности в достижении, методэкспертной оценки. Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся. Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. Метод незаконченного предложения. Тест «Исследование школьной мотивации». Изучение удовлетворенности педагогов содержанием, педагогов и родителей организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в жизнедеятельностью вшколе. школьном сообществе. Изучение удовлетворенности 2. Комфортность, учащихся жизнью в школе. защищенность личности одаренного школьника, его отношение к Тест основным сторонам жизнедеятельности в школьнойтревожности школе. Филипса. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. 1. Удовлетворенность Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе Конкурентоспособность учащихся одаренных 1. Эффективность и Методики статистического качество одаренных анализа данных, ихдинамика. подготовки учащихся. 2. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. 3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. 11. № План реализации направлений программы «Одаренные дети» на20212026 годы Основные направления Сроки Исполнители 2021- Методический совет п/п Подготовительная работа 1 Формирование банка «Одаренные дети»: данных 2022 - Организация раннего выявления и поддержки детей с задатками творческой одаренности; Зам.директора по УВР, психолог - Выявление, поддержка и развитие творческих способностей одаренных учащихся начальной школы; Учителя начальной школы, психолог - Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении; - Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности, достижений учащихся 2 Развитие взаимодействия Зам.директора по УВР 2021с семьей 2022 Зам. директора по УВР, одаренного ребенка классные руководители 3 Создание информационной системы 2021-2022 дополнительного образования детей, включая: банк данных образовательных программ дополнительного образования. Разработка образовательных соответствии с одаренного ребенка 4 индивидуальны 2021-2022 хпрограмм в особенностями Учреждения дополнительного образования, зам.директора по УВР Творческие группы учителей-предметников Научно-методическое и образовательное направление 1 Создание системы дополнительного 2021-2022 образования как условия для саморазвития и самореализации 2 Создание системы психолого-медикосоциального сопровождения 2021-2022 Администрация, директора по УВР зам. Зам. директора по УВР 3 Апробация и внедрение 2021-2022 диагностического инструментария выявления одаренных детей Психолог, предметники 4 Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности Зам. директора по по УВР, учителя-предметники Создание и ведение банка данных,включающее сведения о детях разных 5 2022-2023 учител я- Методический координационный совет типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса 6 Повышение квалификации кадров, 2022-2023 работающих с одаренными детьми 7 Создание нормативной, материальнотехнической, методической базы 2022-2023 Администрация 8 Организация методического семинара 2023-2024 «Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческихобучающихся, способных к саморазвитию, самовоспитания, самореализации» Зам. директора 9 Целенаправленная работа с 2022-2023 родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития 0 1 Участие педагогов в научных, научно- постоянно практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка 1 1 Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся 1 2 Администрация Создание информационной 2018-2021 2021-2022 базы по по УВР психолог, руководители классные Зам. директора по УВР Директор, родительскийкомитет Зам. директора по УВР проблемам одаренности детей 3 4 1 Использование материалов российских 2022-2023 сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей 1 Оперативный сбор и оформление, 2022-2023 распространение материалов порубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - «Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» - проведение «Уроков успеха» Педагоги школы Зам. директора по УВР, школьный библиотекарь, педагоги - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии, творческие работы, проекты) -«Ими гордится школа» - раздел школьного сайта 1 Деятельность методического совета: 5 - рассмотрение материалов 2023-2024 Зам. директора по УВР педагогических исследований данной проблеме; организация апробации методикобучения школьников по Социально-экономическое 1 Создание условий одаренным детям психологической, помощи для оказания 2021-2026 социальной, медицинской 2 Создание среды общения, 2021-2026 самореализации, социализации: - заключение договоров с учреждениями образования различного уровня; - организация и проведение предметных олимпиад различногоуровня; - организация смотров творческих достижений; - организация проектной деятельности; - Организация и совершенствование работы творческих объединений и спортивных секций различной направленности Директор, родительскийкомитет Директор, директора по УВР Руководители творческих групп, Зам. директора по УВР Учителя-предметники Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР зам. Создание банка данных одаренных детей Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно - биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей. Приложение 1 1. Портрет одаренного ребенка Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. Склонен к рискованным действиям. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которыемогут не казаться другим смешными. 7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. 8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний 10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов. 1. 2. 3. 4. 5. безкри Приложение 2 Родительское исследование (заполняют родители) 1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет) 2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да /нет) 3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет) 4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет) 5. Он очень любит рисовать (Да / нет) 6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет) 7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет) 8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет) 9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? 10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. Приложение 3. Анкетно-биографические сведения об одаренных детях (заполняется по образцу в течение учебного года) № п/п ФИО Год рождения Домашний адрес Класс Виды одаренности Участие олимпиадах конкурсах. Результативность в и Приложение 4. Методика диагностики одаренности младших школьников Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов) Метод проведения: анкетирование. Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере: математика и техника (1-й столбец листа ответов); гуманитарная сфера (2-й столбец); художественная деятельность (3-й столбец); физкультура и спорт (4-й столбец); коммуникативные интересы (5-й столбец); природа и естествознание (6-й столбец); труд по самообслуживанию (7-й столбец). Анкета для учащихся Запишите свои имя и фамилию Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой- либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной. Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …» Решать логические задачи и задачи на сообразительность. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести. Петь, музицировать. Заниматься физкультурой. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу). Собирать технический конструктор. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами. 10.Самостоятельно рисовать. 11.Играть в спортивные, подвижные игры. 12.Руководить играми детей. 13.Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми. 14.Ходить в магазин за продуктами. 15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях идр. 16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных). 17.Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы. 18.Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам. 19.Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми. 20.Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.). 21.Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др. 22.Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др. 23.Знакомиться с историей (посещать исторические музеи). 24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества. 25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи. 26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить,доказывать свое мнение). 27. Ухаживать за домашними растениями. 28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол идр.). 29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе. 30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями. 31.Участвовать в постановке спектаклей. 32.Заниматься спортом в секциях и кружках. 33.Помогать другим людям. 34.работать в саду, на огороде, выращивать растения. 35.Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Лист ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Приложение 5. Методика диагностики одаренности младших школьников Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов). Метод проведения: анкетирование. Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере: интеллектуальная (1-й столбец листа ответов); творческая (2-й столбец); академическая (3-й столбец); художественно-изобразительная (4-й столбец); музыкальная (5-й столбец); литературная (6-й столбец); артистическая (7-й столбец); техническая (8-й столбец); лидерская (9-й столбец); спортивная (10-й столбец). Приложение 6. Анкета для учащихся Запишите свои имя и фамилию Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов: «++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано,проявляется часто; «+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; «0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, впроявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; «-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Вопросы: 1. Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями. 2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальныерешения. 3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету». 4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычноизображает много разных предметов, людей, ситуаций. 5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. 6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. Интересуется общением со сверстниками. Инициативен в общении со сверстниками. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. 11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.12.Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. 13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания,не тратит много времени на то, что нужно запомнить. 14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину,слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь. 15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки. 16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 17. Интересуется актерской игрой. 18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. 19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. 20.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. 22.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другиесредства). 23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычноне знают. 24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д. 25. Хорошо поет. 26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, нетеряет основную мысль. 27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. 28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки. 29. Легко общается с детьми и взрослыми. 30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. 31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. 32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие. 7. 8. 9. 10. 33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. 34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. 35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. 38.Любит чертить чертежи и схемы механизмов. 39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное. 40. Бегает быстрее всех в классе. 41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. 42.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. 43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. 44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых. 45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. 47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения. 48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новыхприборов, машин, механизмов. 49. Часто руководит играми и занятиями других детей. 50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. 51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления. 52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. 53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 54. Хорошо играет на каком-либо инструменте. 55. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. 56. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. 57. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом. 58. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. 59. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. 62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. 63. Умеет делать выводы и обобщения. 64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем. 65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. 66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). 69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм изанятиям. 70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,баскетбол, футбол и т.д.). 71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. 72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений. 73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.). 74. Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. 75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии. 76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения. 77. Любит игры-драматизации. 78.Быстро и легко осваивает компьютер. 79.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. 80.Физически выносливее сверстников. Лист ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Приложение 7.Психодиагностические обследования среди учащихся Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет. В качестве диагностического материала планируется использовать: анкетирование родителей и учителей; специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка; диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития); диагностику видеомоторной коррекции; вербальный тест Айзенка; опросник САН (самочувствие, активность, настроение); шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»; методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»; методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»; тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности); тест «Уровень сформированности творческих способностей»; тесты для интеллектуалов. Приложение 8. Портфолио учащихся и учителей Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достиженийявляются создание школьного портфолио. Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку,карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы. Образец портфолио для детей Портфолио Тайна моего имени: Ф.И.О. , Знак зодиака: ученика (цы) класса « » МБОУ «СОШ № 15» Я родился (родилась) вгод: Карта моих интересов Я занимаюсь в кружках, секциях: Мои любимые занятия,увлечения: Участие в конкурсах Участие в концертах Участие в олимпиадах Участие в общественной жизни школы и класса Мои добрые и полезные Награды и достижения дела Приложение 9. Карта моих интересов № п/п Вопросы Ответ (да / нет) 1 Есть ли у тебя друзья? 2 Нравится ли тебе проводить с ним свободное время? 3 Тебе нравятся уроки математики? 4 А русского языка? 5 Чтение книг – твое любимое занятие? 6 Нравится ли тебе получать хорошие отметки? 7 Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам? 8 С радостью ли ты ходишь в школу? 9 Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения? 10 Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву? 11 12 13 14 Ты изучаешь происхождение отдельныхсловосочетаний? слов и Тебе нравится решать математические задачи? Стараешься ли ты находить разные способы решения задач? Читаешь ли ты дополнительную литературу поокружающему миру? 15 Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитыхлюдей? 16 Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? 17 Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты? 18 Ты подкармливаешь животных зимой? 19 Ты с удовольствием работаешь на уроках труда? 20 Ты любишь рисовать? 21 Ты любишь узнавать новое о великих художниках? 22 Ты посещаешь кружки? 23 А спортивные секции? 24 Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях? 25 Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе? 26 Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? 27 Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? 28 Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства? 29 Есть ли у тебя домашние обязанности? 30 С удовольствием ли ты выполняешь их? Приложение 10. Система работы учителей с одаренными детьмив урочной деятельности Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на урокахявляется: совершенствование предметных умений и навыков; повышение учебной мотивации одаренных детей; развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления; развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательнойдеятельности; овладение навыками самоконтроля, самооценки. Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работыучителя на уроках. Методы: частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач); исследовательский (работа с дополнительными источниками информации); проблемный; проективн ый.Формы: нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская); классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые ролевые игры; консультации. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебноисследовательские, коммуниативные, проблемно- поисковые, здоровьесберегающие. Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Приложение 11. Предметные олимпиады Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играютолимпиады. Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний. Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля. В школьном туре участвуют все желающие, во втором и третьем - победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательныеупражнения. Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, итво прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение. Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад необходимо провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании. Олимпиады в старшем и среднем звене проводятся по таким предметам как: математика, русский язык, литература, биология, химия, география, технология, физическая культура, обществознание, история, экономика, право. Победители школьного тура награждаются грамотами. Приложение 12. . Характеристики доминирующих способностей ребенка 1. Интеллектуальные способности 1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко. 1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях. 1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. 1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются. 1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль. 1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два. 1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия. 1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых. 1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых. 1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения. 1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное. 2. Художественные способности 2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков). 2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.). 2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). 2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. 2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно. 3. Музыкальный талант 3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них. 3.2. Хорошо поет. 3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние. 3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. 2.7. 4. Способности к занятиям научной работой 4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно). 4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два. 4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений. 4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр. 4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился. 4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий. 4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д. 4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. 5. Литературное дарование Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешениемкакоголибо конфликта. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то ужезнакомом и известном всем. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всенесущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 6. Способности технические 6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду. 6.2. Интересуется механизмами и машинами. 6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. 6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые деталидля создания новых поделок, игрушек, приборов. 6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки ивопросы на «поиск». 6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов. 6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов. 7. Способности к спорту 7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большомобъеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым. 7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает вкакойнибудь спортивной игре). 7.4. Бегает быстрее всех в классе. 7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений,двигается легко и грациозно. 7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,баскетбол, футбол и т.д.). Список литературы 1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемыспособностей. М., 1962. 2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991. 3. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993. 3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990. 4. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960. 5. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. 6. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.