СОГЛАСОВАН Советом родителей МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 29.08.2024 г. № 1 ПРИНЯТ Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 29.08.2024г. №18 УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» от 30.08.2024 г. № 245 УЧЕБНЫЙ ПЛАН к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ОВЗ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» 2024-2025 учебный год (5- дневная учебная неделя) Начальное общее образование для обучающихся с задержкой психического развития на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Целью реализации учебного плана начального общего образования для обучающихся с ОВЗ является достижение выпускниками начальной общеобразовательной школы планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Достижение поставленной цели при разработке и реализации учебного плана начального общего образования для обучающихся с ОВЗ предусматривает решение следующих основных задач: - сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; - создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику; - помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально - гражданской, визуальнохудожественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической); - обеспечение доступности получения качественного начального общего образования, достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ всеми обучающимися, в том числе детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ; - обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений. Нормативно-методическая база учебного плана Учебный план основного общего образования на 2024-2025 учебный год МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» разработан на основании: федеральных нормативных документов: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 (вступивший в силу с 01 сентября 2016 года); - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286; - ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2023 № 1023. Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от № 1988/01-15 от 13.04.2023, № 3632/01-14 от 05.07.2023; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»). - Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. №992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». - Письма Министерства образования и науки РФ от 18.08. 2017г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности); - Письма Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015г № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». региональных нормативных документов: - Закона Республики Крым от 06.07.2015г № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым» с изменениями от 30.06.2021г. №203-ЗРК/2021; - Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 по вопросам организации внеурочной деятельности; - Методических рекомендаций «Об организации образовательного процесса в начальной школе общеобразовательных организаций Республики Крым в 2024/2025 учебном году. школьных нормативных документов: Устава школы; Федеральной адаптированной образовательной программы НОО для обучающихся с ОВЗ. Нормативный срок освоения реализуемой образовательной программы: сроки освоения ФАОП НОО обучающимися с ОВЗ составляют 5 лет, с обязательным введение 1 дополнительного класса (1 класс). Структура учебного года: Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. Учебный план для обучающихся с ОВЗ начального общего образования МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» на 2024-2025 учебный год является нормативно–правовым актом, устанавливающим перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования. Учебный план школы позволяет обеспечить оптимальную систему управления качеством образования, осуществлять функционирование школы в едином образовательном пространстве, сохраняя преемственность между уровнями обучения и формированием универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, которые обеспечат обучающимся возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. Учебный план, реализующий ФАОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.2, 8.2), разработан с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ. В 2024 – 2025 учебном году данный учебный план предназначен для обучающихся 1 класс (второй год обучения), 3 класс МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева», обучающихся по ФАОП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся ОВЗ. Учебный план начального общего образования для обучающихся с ОВЗ составлен с учетом решения основных задач: - формирование навыков элементарной грамотности и основных учебных умений и навыков общения, начальных представлений об отечественной и мировой культуре; - коррекция задержки психического развития обучающихся, пробелов знаниях представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся, преодоление недостатков, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др. Структура и содержание учебного плана определяется особенностями контингента учащихся. При проектировании учебного плана учитываются: – образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей); – уровень обученности и обучаемости учащихся; – профессиональный и творческий потенциал педагогического коллектива; – оснащенность (состояние материальной базы) образовательного процесса. Содержательной линией образовательной программы для учащихся с ОВЗ является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на дополнение и расширение возможностей обучающихся в успешном овладении общеучебными умениями и навыками, расширяющими кругозор и познавательные возможности каждого школьника. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционноразвивающую область. Обязательная часть учебного плана включает предметные области и определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: – формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; – готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; – формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; – личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики (вводится в 4 классе), искусство, технология, физическая культура. Предметная область «Русский язык и литература» (русский язык, литературное чтение) направлена на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую предметную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС для обучающихся с ОВЗ: - Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. - Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. - Преодоление вербализма и формализма речи. - Развитие зрительного восприятия, овладение навыком без наклонного письма. Предметная область «Иностранные языки» (иностранный язык) направлена на освоение обучающимися первоначальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Количество часов, отводимых на изучение предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», может корректироваться в рамка х предметной области с учетом психофизических возможностей обучающихся. Предметная область «Математика и информатика» (математика) направлена на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС обучающихся с ОВЗ: - Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и пространственных представлений. - Формирование первоначальных представлений о сенсорных эталонах, развитие чувства ритма, координации движений, развитие навыков ориентировки в микро пространстве. Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий мир) направлена на овладение основами культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС обучающихся с ОВЗ: - Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. - Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. - Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. - Формирование культуры поведения для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Для изучения предмета «Окружающий мир» объем учебного времени составляет в 1–4 классе 68 часов (2 часа в неделю). Предметная область «Искусство» (изобразительное искусство, музыка). Задачи реализации содержания ФГОС обучающихся с ОВЗ: - Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. - Развитие опыта самовыражения в доступных видах искусства. - Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве. - Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю). Предмет «Музыка» изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю). Предметная область «Технология» (технология). Задачи реализации содержания ФГОС обучающихся с ОВЗ: - Формирование первоначального опыта практической преобразующей деятельности. - Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности. - Развитие трудовых умений, профессиональных интересов, способностей и компенсаторных возможностей в процессе овладения трудовыми навыками. - Формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека. - Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов. Предметная область «Технология» (технология) изучается в объеме 34 часов (1 час в неделю). Добавление третьего часа физической культуры для обучающихся с задержкой психического развития продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Дополнительные задачи реализации содержания ФГОС обучающихся с ОВЗ: - Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению. - Профилактика вторичных нарушений физического развития. Формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. - Владение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие). Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие). - Развитие потребности в занятиях физической культурой. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ОВЗ, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Курс направлен на формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Из части, формируемой участниками образовательного процесса, часы перераспределили следующим образом: - 1 час во 3 классе на изучение учебного предмета «Иностранный язык». В результате изучения предмета у обучающихся с ОВЗ будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. - 1 час в 3 классе на добавление пятого часа русского языка продиктовано объективной необходимостью повышения формирования первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» предусматривает коррекционно-развивающую область согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие курсы проводятся в индивидуальной и групповой форме. Формы промежуточной аттестации Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР может проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих особенности обучающихся. В 1-м классе и 1-м дополнительном классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2 -го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и фиксируется в ИС «ЭлЖур». Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ОВЗ включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение инструкции; дополнение письменной инструкции к заданию, при необходимости, зачитыванием педагогическим работником инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению); предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; организация короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в поведении обучающегося проявлений утомления, истощения; недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника, создания ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося. На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующем уровне образования, выносятся предметные, метапредметные результаты и результаты освоения программы коррекционной работы. Итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. Недельный учебный план к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» на 2024-2025 учебный год начального общего образования для обучающихся с ОВЗ Предметные Количество часов в неделю Классы Всего 1 (второй год обучения) 3 Русский язык 5 4 9 Литературное чтение 4 4 8 Иностранный язык Иностранный язык (английский) – 1 1 Математика и информатика Математика 4 4 8 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 4 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики – – - Музыка 1 1 2 Искусство Изобразительное искусство 1 1 2 Технология Труд (технология) 1 1 2 Физическая культура Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 3 3 6 Итого 21 21 42 Часть, формируемая участниками образовательного процесса – 2 2 Иностранный язык (английский) - 1 1 Русский язык - 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка (при пятидневной учебной неделе) 21 23 44 Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область) 10 10 20 31 33 64 области Учебные предметы Русский язык и литературное чтение Всего Годовой учебный план к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» на 2024-2025 учебный год начального общего образования для обучающихся с ОВЗ Предметные Количество часов в год Классы Всего 1 (второй год обучения) 3 Русский язык 165 136 301 Литературное чтение 132 136 268 – 34 34 области Учебные предметы Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Иностранный язык (английский) Математика и информатика Математика 132 136 268 Обществознание и естествознание Окружающий мир 66 68 134 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики – – - Музыка 33 34 67 Искусство Изобразительное искусство 33 34 67 Технология Труд (технология) 33 34 67 Физическая культура Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 99 102 201 693 714 1407 Часть, формируемая участниками образовательного процесса – 68 68 Иностранный язык (английский) - 34 34 Русский язык - 34 34 Максимально допустимая недельная нагрузка (при пятидневной учебной неделе) 693 782 1475 Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область) 330 340 670 1023 1122 2145 Итого Всего