Положение о школьной службе медиации 2025г.

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени
Героя Советского Союза Д.Т. Доева»
протокол от 14.07.2025 №10

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ г. Керчи РК
«Школа №26 имени Героя Советского
Союза Д.Т. Доева»
от 14.07. 2025г. № 205

Положение о школьной службе медиации в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
города Керчи Республики Крым
«Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д. Т. Доева»
1. Общие положения
1.1. Школьная служба медиации (далее – служба) осуществляет свою деятельность на
основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
примирения)», Письма Минпросвещения России от 28.04.2020 № ДГ-375/07 «О направлении
методических рекомендаций по развитию сети служб медиации (примирения) в
образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей».
2. Цели и задачи службы
2.1. Цель службы – содействие в формировании благополучного, гуманного и
безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков,
способствующего формированию правильных установок на преодоление конфликтных и
кризисных ситуаций в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций,
социально опасного положения, включая вступление их в конфликт с законом, на основе
принципов восстановительного правосудия и медиативных технологий.
2.2. Задачами службы являются:
2.2.1. Создание безопасной и доброжелательной среды в МБОУ г. Керчи РК «Школа
№ 26 имени Героя Советского Союза Д.Т.Доева» (далее – школа).
2.2.2. Освоение участниками образовательных отношений недирективных и
уважительных способов взаимодействия из ответственной позиции.
2.2.3. Снижение риска правонарушений и общественно опасных деяний
несовершеннолетних.
2.2.4.Урегулирование конфликтов между участниками образовательных отношений.
2.2.5. Конструктивный воспитательный ответ на правонарушения и содействие
заглаживанию обидчиком причиненного жертве вреда при совершении общественно опасных
деяний несовершеннолетними.
2.2.6. Снижение ориентированных на административное воздействие и наказание
реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних.
2.2.7. Приоритетное использование медиативного и восстановительного способа
разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
2.2.8. Снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между
участниками образовательных отношений.
1

2.2.9. Повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех
участников образовательных отношений.
2.2.10. Информационно-просветительская
деятельность
с
участниками
образовательных отношений.
2.2.11. Координация усилий родителей (законных представителей), близких
родственников и иных лиц и школы с целью предотвращения неблагополучных сценариев
развития жизни обучающихся.
3. Принципы деятельности службы
3.1. Деятельность службы основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в
конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон
конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после
которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного
разрешения конфликта.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы
не разглашать полученные в процессе примирения сведения, за исключением
примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанного ими).
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать сторону
какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает,
что служба не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а
является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных
взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать
ее другому медиатору.
3.1.4. Принцип информированности сторон, заключающийся в обязанности медиатора
предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и
возможных последствиях.
3.1.5. Принцип ответственности сторон и медиатора. Медиатор отвечает за
безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов.
Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации.
Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу
конфликта.
3.1.6. Принцип самостоятельности. СШМ самостоятельна в выборе форм
деятельности и организации процесса медиации.
4. Организация деятельности службы
4.1. Служба выделяется в отдельный орган.
4.2. Служба использует медиативный подход при организации в образовательной
организации работы по:

предупреждению
безнадзорности
и
беспризорности,
наркомании,
алкоголизма,
табакокурения, правонарушений
несовершеннолетних, являющихся
учащимися образовательной организации;

осуществлению работы с семьями учащихся, находящихся в социально
опасном положении;

воспитанию у учащихся культуры конструктивного поведения в спорах или
конфликтах и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в
ситуациях напряжения и стресса;
2

коррекции девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей,
являющихся учащимися школы, в том числе при участии представителей
правоохранительных органов и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4.2. Руководителем службы может быть работник школы, прошедший обучение по
медиативному или восстановительному подходу объемом не менее 72 академических часов.
4.2. Медиатором может стать только сотрудник службы, прошедший обучение
проведению процедуры медиации.
4.3. Содействовать работе службы могут обучающиеся, ознакомленные с процедурой
и прошедшие обучение, с согласия родителей (законных представителей).
4.4. Вопросы членства в службе, требований к учащимся, содействующим
работе службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим положением, могут
определяться уставом службы, принимаемым службой самостоятельно.
4.5. Администрацией школы создаются необходимые условия для обеспечения
деятельности СШМ: предоставление помещения, канцелярских принадлежностей, оргтехники
и иного оборудования.
4.6. Руководитель службы организует:

обучение членов службы методу «школьная медиация», применению
медиативного и восстановительного подходов;

ознакомительные семинары для педагогических работников школы, учащихся
и их родителей о целях, задачах, составе и порядке работы службы;

согласование решения службы по вопросу разрешения конкретного спора или
конфликта одним из медиаторов;

взаимодействие службы со всеми структурными подразделениями школы,
органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и
правонарушений несовершеннолетних, опеки и попечительства, дополнительного
образования, труда и занятости;

взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
муниципального образования Энской области, органами полиции, судом, если одной из
сторон является учащийся школы, совершивший административное или уголовное
правонарушение, в целях досудебного урегулирования ситуации, связанной с
правонарушением.
4.7. Медиаторы, входящие в состав членов службы, вправе:

предложить сторонам разрешить спор или конфликт с помощью процедуры
медиации;

отказаться от проведения процедуры медиации в случае личной
заинтересованности в ее результате;

самостоятельно принять решение об обращении к сторонам с предложением
участвовать в процедуре медиации, заключении соглашения о применении процедуры
медиации и медиативного соглашения (примирительного договора) в письменной форме с
учетом сложности спора или конфликта и участия в процедуре медиации представителей
органов системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений
несовершеннолетних.
4.8. Медиаторы, входящие в состав членов службы, не вправе:

быть представителем какой-либо из сторон;

осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры
медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит
с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;

делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.


3

5. Порядок проведения процедуры медиации
5.1. Служба может получать информацию о случаях конфликтного или
криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательной
организации, членов службы, родителей (законных представителей). Служба фиксирует
обращения в журнале регистрации обращений в школьную службу медиации.
5.2. Служба
принимает
решение
о
возможности
или
невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе
на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о
принятом решении информируются должностные лица школы.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных
ситуаций (восстановительные технологии, «Школьная восстановительная конференция»,
«Семейная восстановительная конференция») проводятся только в случае согласия
конфликтующих сторон на участие. Если действия одной или обеих сторон могут быть
квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также
необходимо согласие родителей (законных представителей) или их участие во встрече.
5.4. Примирение может проводиться взрослым медиатором
по делам,
рассматриваемым в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и
ЗП) или суде. Примирение (или другая восстановительная программа) не отменяет
рассмотрения дела в КДН и ЗП или суде, но его результаты и достигнутая договоренность
могут учитываться при вынесении решения по делу.
5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на
этапе дознания, следствия или в суде, о ее проведении ставится в известность
администрация образовательной организации и родители (законные представители).
5.6. Переговоры с родителями (законными представителями) и должностными лицами
проводит руководитель службы.
5.7. Конфликтующие стороны вправе отказаться от проведения медиации или
любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных
стандартов либо в случае недостаточной квалификации или невозможности обеспечить
безопасность процесса. В этом случае школа может использовать иные педагогические
технологии.
5.8. В сложных ситуациях (как правило, если есть материальный ущерб, среди
участников есть взрослые или родители (законные представители), а также в случае
криминальной ситуации) руководитель службы принимает участие в проводимой программе.
5.9. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия родителей (законных представителей) и
классного руководителя.
5.10. Служба самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы
в каждом отдельном случае.
5.11. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном
примирительном договоре или устном соглашении.
5.12. При необходимости служба передает копию примирительного договора
администрации школы.
5.13. Служба помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя
сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При
возникновении
проблем
в
выполнении
обязательств
служба
может
проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей
и пути их преодоления.
4

5.14. При
необходимости
служба
медиации
информирует
участников
примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога,
специалистов учреждений социальной сферы).
5.15. Деятельность службы фиксируется в журналах и отчетах, которые
являются внутренними документами службы.
5.16. Руководитель
службы
обеспечивает
мониторинг
проведенных
программ на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
5.17. Служба рекомендует участникам конфликта на время проведения
процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства
массовой информации или судебные органы.
5.18. По согласованию с администрацией школы и руководителем службы
примирение может проводиться по конфликтам между педагогами и администрацией,
конфликтам родителей (законных представителей) и их детей, а также по семейным
конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в
связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также
из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его
квалификация регулируются Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
5.19. При необходимости служба получает у сторон разрешение на обработку
их персональных данных в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О
персональных данных».
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
6.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по
предложению службы, управляющего совета или органов самоуправления.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».