1.4. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. 1.5. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся. 1.6. Выполнение и защита ИИП является одной из основных процедур итоговой оценки достижения метапредметных результатов выпускников уровней основного общего образования (далее - ООО). Выбор проекта входит в компетенцию обучающегося. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.7. Выполнение и защита индивидуального итогового проекта является обязательной составляющей системы внутришкольного мониторинга достижений. 2. Цели и задачи выполнения ИИП 2.1. Целями выполнения ИИП являются: - способности и готовности обучающегося к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; - способности обучающегося к сотрудничеству и коммуникации; - способности выпускника к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению результатов в практику; - способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; - сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 2.2. Задачами выполнения ИИП являются: - обучение планированию (умение чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы); - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (умение выбрать подходящую информацию, правильно её использовать); - развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление; - формирование и развитие навыков публичного выступления; - формирование позитивного отношения к деятельности (умение проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Требования к подготовке ИИП 3.1. Работа над ИИП ведется обучающимся в течение одного года (для обучающихся основного общего образования - в 9 классе. 3.2. Обучающиеся выбирают тему и руководителя проекта. Проект может быть только индивидуальным и носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 3.3. Руководителем проекта может быть как учитель-предметник, так и иной образовательной организации. 3.4. План реализации ИИП разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта. 3.5. Обучающимся занявшим призовые места в очных образовательных конкурсах муниципального уровня и выше, предполагающих защиту индивидуальных проектов, результат может быть зачтен как защита ИИП с отметкой «отлично». Для этого обучающийся предоставляет в школьную аттестационную комиссию следующие документы: - копию приказа организации, проводившей конкурс, о награждении обучающегося с указанием призового места и темы работы; - отзыв на проектную работу руководителя проекта; - презентационный материал, подготовленный к защите проекта. 4. Требования к содержанию и направленности проекта 4.1. Проекты должны быть посвящены актуальным проблемам научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества. 4.2. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы. 4.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельной решение исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности. 4.4. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно обозначены. Совместно с обучающимися составлена программа действий. При выборе темы ИИП необходимо учитывать следующее: - Выбор темы должен быть мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. - Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности обучающегося к выполнению самостоятельного задания. - Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. - Формулировка темы должна ориентировать обучающегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. Цель организации публичной защиты проектов: - Создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся. - Интеллектуальное и творческое развитие обучающихся. - Поддержка талантливых учеников, демонстрация и пропаганда лучших достижений школьников; - Приобщение обучающихся к исследовательской, экспериментальной, конструкторской, поисковой деятельности; - Расширение и углубление научно-практического творчеств обучающихся, теоритических знаний и необходимых профессиональных навыков школьников. 4.5. Результат (продукт) проекта может быть представлен в следующем формате: - письменная работа (эссе, аналитические материалы, отчеты о проведенных исследованиях и др.); - художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств и т.д.); - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; - отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. 4.6. Примерный формат результата ИИП: Вид проекта Цель проекта Прикладной Решение практических задач Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Сбор информации о какомлибо объекте или явлении (о Исследовательский Информационный (например, профориентационный) Примерный формат результата (продукта) проекта Рекомендации, пособие, публикации Исследовательская работа, научная статья, альманах, справочник и др. Анализ данных социологического опроса, атлас, статья, путеводитель и др. Социальный Творческий Инженерный профиле обучения и буду- (портфолио навыков, мещей профессии) тодики, фото-, видео- или письменные отчеты, интервью) Привлечение интереса пуб- Отчет, веб-сайт, организалики к проблеме проекта ционная модель, видеофильм, бизнес-план, действующая фирма, коллекция, социальная акция и др. Создание художественного, Выставка, газета, сценарий, музыкального или иного спектакль, музыкальное творческого продукта произведение, костюм, литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.д. Создание прототипа, моде- Модель, программа, чертеж, ли, опытного образца или изделия технического технического изделия творчества и др. 4.7. Этапы работы над ИИП: - подготовительный этап (сентябрь-октябрь): определение обучающимся направления и вида итогового индивидуального проекта, выбор темы и руководителя проекта; - основной этап (ноябрь-февраль): разработка плана реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, проведение практической части работы, оформление результатов, подготовка материалов для защиты; - заключительный этап (март): защита проекта, оценивание результатов работы, оформление итоговых документов. 4.8. Контроль соблюдения сроков и качества работы обучающегося на каждом этапе осуществляет руководитель проекта. 4.9. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель и заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 5. Требования к оформлению ИИП Оформление ИИП допускается в формате печатной работы или проектной папки (портфолио ИИП). 5.2. Структура печатной работы (для исследовательского, информационного, социального видов проекта и т.д.): - титульный лист; введение - не более 1 страницы: исходный замысел (актуальность, 5.1. цель, задачи, назначение проекта). Для конструкторского проекта дается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов - описание эффектов/эффекта от реализации проекта; - глава 1 - теоретическая (обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту тему и т.д.). Обязательным является - вывод по первой главе; - глава 2 - практическая (результаты исследования, описание продукта проекта). Обязательным является - вывод по второй главе; - заключение (общие выводы) - не более 1 страницы; - список источников и литературы. Максимальное количество страниц - 15. 5.3. Структура проектной папки (для инженерного, прикладного, творческого видов проекта и т.д.): - паспорт проекта; - планы выполнения проекта и отдельных его этапов; - промежуточные отчеты; - вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии; - результаты исследований и анализа (при наличии); - записи всех идей, гипотез и решений; - эскизы, чертежи, наброски продукта; - материалы к презентации (сценарий); - другие рабочие материалы. 5.4. Технические требования к ИИП: - текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал одинарный, отступ первой строки 1,5; - поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см; - нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не проставляется; - оглавление: должно формироваться автоматически списком; - рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт, должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть ссылки в тексте; - таблицы: слова «Таблица №» (где № - номер таблицы) следует помещать над таблицей справа; - список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТ (Печатная литература - Фамилия автора и его инициалы. Заглавие. Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц). 5.5. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник (плагиата) ИИП к защите не допускается . 6. Требования к защите проекта. 6.1. Защита осуществляется на школьной конференции. В докладе отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной деятельности, полученные результаты. 6.2. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (5 минут) слушатели и жюри (комиссия) задают вопросы по теме проекта. Т.к. соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков о6учающегося, то защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию. 6.3. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов наглядности защиты, но ее использование должно быть продиктовано требованиями целесообразности и эффективности. 7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта 7.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев: - способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; - сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; - сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; - сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 7.2. Критерии оценки проектных работ на предварительной экспертизе и на школьной конференции описаны в таблице 3. Таблица 3 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников Критерий 1.2. Постановка проблемы Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный. Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы) , но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города. Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 1 2 3 Баллы 1 Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность 2 автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным 3 отношением автора к идее проекта Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта баллы Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может 1 быть востребован, указан неявно Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован 2 указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта. Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. 3 Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению 2. Сформированность предметных знаний и способов действий Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и Баллы содержанию проекта Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, 1 цели могут быть до конца не достигнуты Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но 2 являются недостаточными Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели 3 проекта достигнуты Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта Баллы Тема проекта раскрыта фрагментарно 1 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной 2 программы Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие 3 знания, выходящие за рамки школьной программы Критерий 2.3. Качество проектного продукта баллы Проектный продукт не соответствует большинству требований качества 1 (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в 3 использовании, соответствует заявленным целям) Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств баллы Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не выдержаны 1 основные требования к дизайну презентации Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные 2 требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные 3 требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы 3. Сформированность регулятивных действий Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части Баллы Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными 1 правилами, придать ей соответствующую структуру Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами 2 порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с 3 установленными правилами Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения Баллы 1 Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с 2 собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее 3 достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение баллы доклада Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение 1 ожидаемого и полученного результатов Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы 2 по достижению целей, заявленных в проекте Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, 3 складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень баллы воздействия на аудиторию Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось 1 заинтересовать аудиторию Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2 Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3 4. Сформированность коммуникативных действий, Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность баллы содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; 1 присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; 2 присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; 3 наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку баллы зрения Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может 1 защищать свою точку зрения Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает 2 свою точку зрения Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на 3 поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения Критерий 4.3. Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе баллы Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает вопросы, 1 необходимые для организации собственной деятельности Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает 2 продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Может брать инициативу на себя. Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с конфликтными ситуациями внутри группы 3 Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей. Базовый уровень отметка 17 – 29 баллов «удовлетворительно» Повышенный отметка «хорошо» 30—39 баллов уровень отметка «отлично» 40—51 баллов 7.2. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку. 7.3. С целью определения степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков проектной деятельности (Приложение 1). 1 - низкий уровень 2 - базовый уровень 3 - повышенный уровень 4 – высокий уровень 7.4. Проект, получивший на предварительной экспертизе оценку «низкий уровень» возвращается на доработку обучающемуся. Обучающийся обязан доработать проект к началу школьной конференции. Руководитель проекта обязан организовать для обучающегося дополнительные консультации по проекту. Информация доводится классным руководителем до сведения родителей. 7.5. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне принимается при условии, что: - такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; - ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения. 7.6. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: - такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; - продемонстрированы все обязательные элементы проекта; завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; - даны ответы на вопросы. 7.7. В случае выдающихся проектов экспертный совет может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может бить предъявлен при поступлении в профильные классы. 8. Права и ответственность сторон Руководитель индивидуального проекта должен: - совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту; - совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; - мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту; - оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования; - контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта. Руководитель индивидуального проекта имеет право: - требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; - использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; - обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта. Обучающийся должен: - выбрать тему индивидуального образовательного проекта; посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту; - ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта; - подготовить публичный отчет о проделанной работе. Обучающийся имеет право: - на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта; - использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы. Приложение 1 Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в форме итогового индивидуального проекта (Уровни сформированности навыков проектной деятельности) Критерий 9класс Базовый Работа содержит Самостоятельное приобретение знаний и достаточный объем подходящей информации из решение проблем однотипных источников. Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровер жению гипотезы неполный. Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания. Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте. Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества. Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта. Повышенный Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников. Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержени ю гипотезы. Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость для окружающих Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы. Работы отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта. Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению. Знание предмета Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но не являются достаточными. Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты. Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям). Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы. Продукт не полностью соответствует требованиям качества. Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, может отсутствовать согласованность между презентацией и текстом доклада. Регулятивные действия Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении. Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами. Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотноситься с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно. Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности. Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте. Автору удалось Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы. вызвать Автору удалось вызвать Коммуникация интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента. Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют. Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения. Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками взрослыми. Может брать инициативу на себя. интерес аудитории и уложиться в регламент. Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют. Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуть обосновывает свою точку зрения. Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно справляется с конфликтными ситуациями внутри группы Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)