1. РП русский язык(2021)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым
«Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д. Т. Доева»
РАССМОТРЕНО
МО учителей начального обучения
МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26
имени Героя Советского Союза
Д.Т. Доева»
протокол от «___» ___ 2021г. №__

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ г. Керчи РК «Школа №26
имени
Героя
Советского
Союза Д.Т. Доева» ___________
А.В. Буракова

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ г. Керчи
РК «Школа №26 имени
Героя Советского
Союза
Д.Т. Доева»
от _______. 2021г. № ___

Рабочая программа русскому языку
(1-4 классы)
начального общего образования в соответствии с
ФГОС

Составитель: Калитенко И.Н.
учитель первой категории

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, на основе авторской программы В. П Канакина ,Э М. В.
Бойкина, М. Н. Дементьева,Н. А Стефаненко, Н. А. Федоосова, В.Г. Горецкого
«Русский язык». Рабочие программы. 1-4 класс.» -М., «Просвещение», 2014.
Рабочая программа ориентирована на использование предметной линии
учебников» УМК «Школа России» ;«Русский язык 1- 4 классы авторов
В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. – М.: Просвещение, 2014 с приложением на
электронном носителе.
На изучение учебного предмета «Русский язык » отводится в 1-4 классах
675 часов:
1 класс-5 часов
в неделю (165ч: 98ч.-обучение письму, 67ч.-уроки
русского языка);
2класс-4 часа в неделю (136ч.);
3 класс- 4 часа в неделю (136ч.);
4 класс-3 часа в неделю (102ч.)
Содержание предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности.
Целями изучения предмета « Русский язык» в
начальной школе
являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково- символического восприятия и
логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся:
- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической
речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя
общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета « Русский
язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способности к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых
обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображение школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения ;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике ( состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения учебного курса
1 класс
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
3. Использование знаково-символических средств представления
информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки
событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием
учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
2.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений
собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил

постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных
текстов. Владение умением проверять написанное.
7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и
формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и
структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их
признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы
языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы
адекватно ситуации речевого общения.
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик узнает:
– виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и
эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные
по интонации;
– способ оформления предложений на письме;
– смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
– слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
– различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы,
их обозначающие;
– звук [й’] и букву й;
– о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на
слоги и для переноса;
– гласные ударные и безударные;
– согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных
на письме;
– согласные только твердые, согласные только мягкие;
– согласные, парные по звонкости и глухости;
– соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель,
яма, ель;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и
выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
– соблюдения орфоэпических норм;
– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и
эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце
предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
– деления слов на слоги и для переноса;
– определения ударного слога в слове;
– использования прописной буквы в именах собственных;
– написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
– правильного написания слов типа пень, яма;
– правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв,
соединений, слов;
– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и
рукописным шрифтом;
– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;
– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели
высказывания, на определённую тему.
2 класс
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
3. Использование знаково-символических средств представления
информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, передачи информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки
событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием
учебного предмета «Русский язык».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений
собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил
постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных
текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и
формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и
структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их
признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы
языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы
адекватно ситуации речевого общения.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
- понимать – предложение – это основная единица речи;
- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные
предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности
предложений, различных по цели высказывания;
- различать
предложения
по
интонации
(восклицательные,
невосклицательные, вопросительные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза,
знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
- различать главные члены предложения;
- понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
- различать словосочетание и предложение;
- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени
существительного, имени прилагательного, глагола;
- понимать
особенности
употребления
в
предложении
имени
существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные
формы слова»;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова
(без терминологии);
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и
согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
- различать деление слов на слоги и для переноса;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по
твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
- верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся
использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития
их активного словаря;
- составления предложений на заданную тему;

- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по
цели высказывания и интонации;
- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи
(интонация, знаки препинания);
- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов
(описание, повествование, письмо другу с элементами описания и
повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным
иллюстрациям);
- орфографической грамотности речи учащихся;
- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных
согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
- деления слов на слоги и переноса слов;
- правильного написания слов с буквой Й;
- обозначения мягкости согласных на письме;
- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с
разделительным мягким знаком;
- употребления прописной буквы в именах собственных;
- работы со словарём (использование алфавита);
- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов
без пропусков, вставок, искажений букв;
- письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами .
3класс
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
3. Использование знаково-символических средств представления
информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки
событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием
учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений
собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил
постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных
текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и
формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и
структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их
признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы
языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы
адекватно ситуации речевого общения.
4 класс
Личностные результаты
1. Обучающийся получит возможность для формирования следующих
общих личностных результатов:
2. Становление внутренней позиции школьника на уровне
положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация
на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца
«хорошего ученика»;
3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и
внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебнопознавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к
чтению и читательской деятельности;
4. Осознание языка как основного средства человеческого общения,
понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
5. Восприятие русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения
школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

6. Понимание того, что правильная устная и письменная речь является
показателем индивидуальной культуры человека;
7. Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
8. Осознание основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
9. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
других народов;
10. Понимание целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
11. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки (и окружающих людей), в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной
справедливости;
12. Развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости),
понимание
чувств
одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
13. Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе
материалов курса «Русский язык»;
14. Развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми,
сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне
урока;
15. Развитие мотивации к творческому труду (в проектной
деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к
работе на результат;
16. Установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном
поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных
УУД:
1.
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной
деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их
осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве;
2.
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
3.
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4.
выполнять действия по намеченному плану, а также по
инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в

«Справочных материалах» учебника – в памятках); учитывать правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
5.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации,
так и в конце действия;
6.
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во
внутреннем плане;
7.
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями,
товарищами, другими лицами;
8.
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных
УУД:
1.
уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная,
дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета);
пользоваться словарями и справочниками различных типов;
2.
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов
информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
3.
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач,
осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной
языковой или речевой задачи;
4.
использовать знаково-символические средства (в том числе модели,
схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых
единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и
практических лингвистических задач;
5.
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать
необходимую информацию из текста художественного или познавательного,
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру
текста; передавать устно или письменно содержание текста;
6.
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями,
используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
7.
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать
аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить
факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных
признаков и их синтеза.
8.
уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
9.
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
10. понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в
общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
11. строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное
отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
12. признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
13. стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
14. договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
15. задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
16. уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи,
ситуаций общения;
17. строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения
и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства,
соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность,
точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
18. активно использовать речевые средства и средства ИКТ для
решения коммуникативных и познавательных задач;
19. применять приобретённые коммуникативные умения в практике
свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих
предметных результатов:
1.
первоначальное представление о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2.
осознание значения русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения;
3.
представление о языке как основном средстве человеческого
общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
4.
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку,
понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в
дальнейшем образовании;
5.
понимание значимости правильной устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня
культуры;
6.
овладение начальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в
объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного
решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности
и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству
своей речи, контроля над ней;

7.
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения
коммуникативных задач;
8.
освоение первоначальных научных представлений об основных
понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики,
морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса);
понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
9.
овладение учебными действиями с языковыми единицами :
находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать
основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать
из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания,
предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого
курса);
10. овладение
основами
грамотного
письма:
основными
орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала
изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила
постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных
текстов, умением проверять написанное.
Содержание учебного предмета
1 класс
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения.
Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение
различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое
овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое
овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с
учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в
системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с
учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание,
письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное
изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений)
по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных

произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового
состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове.
Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове.
Изолированный
звук
(выделение,
называние,
фиксация
фишкой).
Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с
моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей
качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие
согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и
мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в
предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения
звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной
записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных
звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки,
наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и
ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных
букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения
руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта.
Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из
разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и
предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный
анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Слово и предложение
Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слово и
предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с
предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и
сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах
собственных.
Знаки
препинания
в конце
предложения
(ознакомление).Интонация в предложении. Моделирование предложения в
соответствии с заданной интонацией.
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча –
ща, чу – щу, жи – ши);

– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без
введения термина);
– раздельное написание слов;
– перенос слов по слогам без стечения согласных;
– знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при
его прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение
небольших рассказов повествовательного характера (по материалам
собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов).
Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
2 класс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких
и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдостимягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков,
определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный;
гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на
слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и
логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция
ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с
нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ
слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и
мягкости согласных звуков. Установление соотношения звукового и
буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я.
Использование небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в
пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление
об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении
слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их
использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова.
Морфология. Части речи.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён
существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что?
Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного.
Глагол. Значение и употребление в речи. Различение глаголов,
отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов числам
в настоящем и будущем времени.
Частица. Частица не, её значение.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание
их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной
окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения:
подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов
предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и
нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя
главными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк–чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов);
• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне
слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение
умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях

учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить
устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием
разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная
работа
над
структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным
планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с
учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с
элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание,
сочинение-рассуждение.
3 класс
русского языка

Систематический курс
представлен следующими
содержательными линиями:
• система языка (основа лингвистических знаний): лексика, фонетика и
орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология,
синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких
и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердостимягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков,
определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный;
гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на
слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и
логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция
ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с
нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ
слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и
мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа
«стол», «конь»; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с
непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в
пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление
об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении
слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их
использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика).Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных
слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в
однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по
составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен
существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что?
Выделение имен существительных собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Начальная форма имени
существительного. Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и
смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен
существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен
существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного.
Начальная
форма
имени
прилагательного.
Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен
прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения.
Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица
единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и
употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?.
Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи.
Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имен существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание
их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого
слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной
окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения:
подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов
предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и
нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя
главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце
предложения).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов);
• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне
слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь,
мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек –
замочка);

• безударные падежные окончания имен существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице
единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
• запятая при обращении в предложениях.
Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и
где происходит обращение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение
умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью
средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить
устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием
разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная
работа
над
структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным
планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с
учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с
элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание,
сочинение-рассуждение
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее
изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура
программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию
тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание

сложности материала и организует комплексное изучение грамматической
теории, навыков правописания и развития речи.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических
понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание,
части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,
глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова:
корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об
однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и
окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники
знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения
терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль
отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов
с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на
конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне,
правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию
разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по
совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе
орфограммами: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь),
совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–
ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков
написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными
и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной
буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и
частицы не с глаголами.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать
знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи
(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и
дать представление о других существенных признаках частей речи (категории
рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен
существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по
родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам),
глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление
об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки
правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком
на конце (ночь – врач), навыки правописания родовых окончаний имен
существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего
рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании
гласных
и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического
значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и
углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и
многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах,
антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и

новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами),
некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение,
олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое
значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться
лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и
второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое
представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с
предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и
невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с
обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и
умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль,
части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный
текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и
опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому
воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения
различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в
предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.
4 класс
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение
устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей
(описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета
в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и
правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации,
содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста. .
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом
гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо
под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение
содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное).
Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям
тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных

картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких
и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдостимягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков,
определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный;
гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на
слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и
логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция
ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с
нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ
слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и
мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с
непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в
пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление
об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении
слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их
использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных
слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в
однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по
составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён
существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что?
Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Начальная форма имени
существительного. Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и
смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён
существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён
существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного.
Начальная
форма
имени
прилагательного.
Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён
прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные
местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го
лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и
употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?
Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имён существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание
их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого
слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной
окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения:
подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов
предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и
нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя
главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление
предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце
предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и
сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк–чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов); • непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных
звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь,
рожь, мышь);
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек –
замочка);
•
безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
•
мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице
единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение
умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью
средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить
устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием
разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная
работа
над
структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным
планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с
учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с
элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание,
сочинение-рассуждение.

№
п/п

Разделы, темы

1

Добукварный
период
Букварный
период
Послебукварный
период
Наша речь
Слово в языке и
речи
Состав слова
Текст.
Предложение
Звуки и буквы
Части речи
Повторение

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тематическое планирование
1 - 4 класс
Колич
Контрольные работы
ество
Дикт Спис Тесто Изл. Соч. Сл.
часов
ант
ыв.
вые
д.
по
работ
рабоче
ы
й
програ
мме
8
64
26

1

8
62

3

36
42

1
3

2
1

1

89
171
33

1
8
4

2
3

1
5

3

1
2

1

2

1

Итого

539

20

7

8

1 класс
№ Разделы, темы
п/
п

1
2
3
4
5
6
7
8
9

2

Количе Контрольные работы
ство
Дикт Спис Тесто Изл.
часов
ант
ыван вые
по
ие
работ
рабоче
ы
й
програ
мме
Добукварный период
8
Букварный период
64
Послебукварный
26
1
период
Наша речь
1
Текст, предложение,
5
диалог
Слова, слова, слова
6
Звуки и буквы
46
Слово
и
слог.
6
Ударение
Повторение
3
Итого
Итого:
1
98
часов
обучен
ие
грамоте
,
67часов
русски
й язык
(165
часов)

1

8

Соч. Сл.
д.

2класс
№ Разделы, темы
п/п

Колич
ество
Дикт
часов
ант
по
рабоче
й
програ

Контрольные работы
Спис
ыв.

Тесто
вые
работ
ы

Изл. Соч. Сл. д.

Наша речь
Текст
Предложение
Слова,
слова,слова
Звуки и буквы
Части речи
Повторение.

1
2
3
4
5
6
7

Итого

№ Разделы, темы
п/
п

Язык и речь
Текст,
предложение,
словосочетание
Слово в языке и
речи
Состав слова
Части речи
Повторение.
Итого

1
2

3
4
5
6

мме
4
5
11
19

1

43
45
9

1
3
1

1

136

7

2

1
1

1
2
1

1
1

4

2

3 класс
Количе
Контрольные работы
ство
Дикта Спис Тестов Изл. Соч.
часов
нт
ыв.
ые
по
работ
рабочей
ы
програ
мме
3
15
1

18

1

36
58
6
136

1
2
1
6

Сл.
д.

1

1

2
2

1

1
1

2

4

1

2

4 класс
№
п/
п

Разделы, темы

1
2
3

Повторение.
Предложение.
Слово в языке и
речи.
Имя
существительное.
Имя
прилагательное.

4
5

Количе
ство
часов
по
рабоче
й
програ
мме
6
6
13

Контрольные работы
Дикт
ант

1
1
1

26

1

18

1

Спис Тесто
ыв.
вые
работ
ы

Изл. Соч.

1

Сл.
д.

1
1

1

6 Местоимения.
7 Глагол.
8 Повторение.
Итого

5
19
9
102

1
1
7

1
2

1

1

2

1

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».