ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК «Школа
№26 имени Героя Советского
Союза Д.Т. Доева»
протокол от 30.08.2021 №11
СОГЛАСОВАНО
Советом родителей МБОУ
г. Керчи РК «Школа № 26
имени
Героя Советского
Союза Д.Т. Доева»
протокол от «27» августа
2021г. № 6
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ г. Керчи РК
«Школа №26 имени Героя Советского
Союза Д.Т. Доева»
от 30. 08. 2021г. № 263
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения на дому по медицинским показаниям по
программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского
Союза Д.Т. Доева»
1.
Общие положения
1.1. Настоящее положение действует на основании методических рекомендаций,
разработанных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией
Республики Крым, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Законом Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» /письмо Управления
образования Администрации города Керчи от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015» Об
образовании в Республике Крым» для общеобразовательных организаций всех типов и
форм собственности и специализированных структурных образовательных, приказа
Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.08.2020г. №
1116/1844.
1.2. Положение разработано для МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 им. Героя
Советского Союза Д.Т. Доева» (далее – Учреждение) реализующего программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
1.3. Организация обучения на дому по медицинским показаниям является одной
из форм обучения по программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования и внедряется для обеспечения права граждан на получение
образования.
1.4. Для получения обучающимися на дому или в медицинской организации
качественного образования, возможно использовать различные формы организации
образовательного процесса: приходящий на дом учитель, сетевая форма, посещение
отдельных предметов и (или) курсов в образовательной организации, групповая и
самостоятельная работа, а также сочетание различных форм организации
образовательного процесса.
1.5. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов,
которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации, а
также детей с ограниченными возможностями здоровья, страдающих заболеваниями, в
соответствии с письмом Министерства просвещения РСФСР от 08.07.1980 № 281-М,
Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186 «О перечне
заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и
освобождаются от посещения массовой школы» (далее – Перечень) организовывается
обучение на дому или в медицинской организации.
1.6. При наличии у ребенка заболевания, которое не входит в вышеуказанный
Перечень, решение вопроса о показаниях и сроках обучения на дому принимается
врачебно-консультативной комиссией медицинской организации по месту проживания
ребенка с учетом рекомендаций главных внештатных специалистов по специальностям
«детская фтизиатрия», «детская психиатрия», «дерматология» или специалистов
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым
«Республиканская детская клиническая больница» в соответствии с профилем
заболевания.
1.7. В некоторых случаях, на основании медицинского заключения и по
заявлению родителей (законных представителей) обучающегося на дому обучение по
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
может быть организовано в общеобразовательной организации.
1.8. Зачисление обучающегося на дому в общеобразовательную организацию
МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имен Героя Советского Союза Д.Т. Доева»
осуществляется в течение всего учебного года.
1.9. По результатам промежуточной аттестации, годового оценивания и
государственной итоговой аттестации обучающимся на дому (в медицинской
организации) 9 классов выдаётся аттестат об основном общем образовании, 11 классов –
аттестат о среднем общем образовании.
1.10. Обучающимся на дому (в медицинской организации), освоившим
образовательные программы среднего общего образования, может выдаваться аттестат
о среднем общем образовании с отличием и вручаться медаль «За особые успехи в
учении» в соответствии с Порядком выдачи медали «За особые успехи в учении»,
утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
июня 2014 г. № 685.
1.11. Обучающиеся на дому являются участниками учебно-воспитательного
процесса МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева»,
в которую они зачислены.
2. Организация обучения на дому
2.1.
Для организации обучения на дому родителями (законными
представителями) обучающегося предоставляются в общеобразовательную организацию
заявление и заключение медицинской организации.
2.2. Руководителем общеобразовательной организации издается приказ об
организации обучения на дому (приложение 1).
2.3. Преподавание учебных предметов обучающимся на дому осуществляют
педагогические работники, которые имеют соответствующее педагогическое
образование. Недопустимо преподавание всех предметов учебного плана основного
общего или среднего общего образования одним учителем - предметником.
2.4. Организация обучения на дому регламентируется образовательной
программой (включает индивидуальный учебный план обучающегося, рабочие
программы по общеобразовательным предметам) и расписанием занятий.
2.5. Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на
основе учебного плана общеобразовательной организации (с обязательным включением
всех предметов учебного плана) с учетом индивидуальных особенностей обучающегося,
в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими
рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями)
обучающегося и утверждается приказом директора общеобразовательной организации
после предоставления необходимого пакета документов.
2.6. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья создаются
специальные условия для получения образования. Рекомендации по созданию
специальных условий для получения обучающимися образования указываются в
заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
2.7. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с
умственной отсталостью), в обязательном порядке часть индивидуального учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, должна включать часы
коррекционно – развивающей работы, в рамках которой реализуются коррекционные
курсы и индивидуальная/подгрупповая работа учителя-логопеда, педагога – психолога.
2.8. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, а также детиинвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
получающие образование на дому, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием
в виде набора пищевых продуктов для формирования сухого пайка.
2.9. Расписание учебных занятий согласовывается с родителями (законными
представителями) обучающегося на дому и утверждается директором Учреждения.
2.10. Администрация общеобразовательной организации осуществляет контроль
за своевременным проведением занятий на дому, выполнением рабочих программ по
учебным предметам, использованием методики обучения.
2.11. Общеобразовательной организацией на время получения образования
бесплатно предоставляются обучающимся на дому в пользование учебники, учебные
пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
2.12. По заявлению родителей (законных представителей) обучающегося на
дому, при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером,
обучение может быть организовано с использованием дистанционных образовательных
технологий.
3. Организация обучения учащихся, нуждающихся в длительном лечении,
оздоровлении, в медицинской организации (специализированном структурном
образовательном подразделении)
3.1. Обучение на базе специализированного структурного образовательного
подразделения медицинской организации педагогическими работниками медицинской
организации, осуществляющей лечение, оздоровление, организовывается на основании
лицензии на осуществление образовательных услуг.
3.2. При отсутствии в медицинской организации специализированного
структурного образовательного подразделения распорядительным документом органа
местного самоуправления муниципального района, городского округа за медицинской
организацией закрепляется общеобразовательная организация. Обучение учащихся
осуществляется педагогическими работниками общеобразовательной организации на
основании договора, заключенного между общеобразовательной организацией и
медицинской организацией.
3.3. Учащиеся, находящиеся на длительном лечении, оздоровлении в
медицинской организации, которые обучаются по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, не отчисляются
из общеобразовательных организаций, в которых они обучаются постоянно. Контингент
таких учащихся учитывается при составлении статистических отчетов тех
общеобразовательных организаций, в которых они обучаются постоянно.
3.4. Основанием для организации обучения в медицинской организации
учащегося, нуждающегося в длительном лечении, оздоровлении, является наличие
следующих документов:
- заключение медицинской организации;
- заявление родителей (законных представителей) на имя директора
Учреждения;
- приказ руководителя медицинской или общеобразовательной организации.
3.5. Время начала учебных занятий определяют заведующий отделением, в
котором обучающийся проходит курс лечения (оздоровления), совместно с лечащим
врачом в зависимости от состояния здоровья обучающегося. Данное решение
фиксируется в истории болезни.
3.6. Учебный план и расписание занятий согласовываются с главным врачом.
3.7. При организации обучения по однотипным индивидуальным учебным
программам начального общего образования учащиеся 1-4 классов на отдельных
занятиях могут объединяться в группы численностью не более 5 человек.
4. Обеспечение обучения на дому
4.1. При определении учебной нагрузки для обучающихся на дому необходимо
руководствоваться федеральными государственными образовательными стандартами
начального общего, основного общего и среднего общего образования, санитарноэпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях.
4.2. Общее количество учебных часов (учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности, коррекционно-развивающей работы), выделяемых на каждого
обучающегося на дому для освоения основных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования определяется
образовательной организацией самостоятельно и должно обеспечивать выполнение
требований федеральных государственных образовательных стандартов в полном
объеме, с учетом психофизических возможностей, индивидуальных особенностей
ребенка и рекомендаций врачей.
4.3. Индивидуальный учебный план обучающихся на дому в полном объеме
может быть реализован за счет различных форм организации учебной деятельности. При
этом количество часов, отведенных на аудиторную работу учителя (с учетом внеурочной
деятельности), должно составлять не менее 50% учебной нагрузки.
4.4. Внеурочная деятельность для обучающихся на дому является обязательной
и может реализовываться только за счет аудиторных часов.
4.5. Одной из важнейших составляющих организации обучения на дому является
самостоятельная работа обучающегося, выполняемая по заданию педагогического
работника, под его руководством.
4.6. В рабочих программах по учебным предметам не допускается
самостоятельное изучение обучающимися на дому теоретического материала.
4.7. В
случае
болезни
педагогического
работника
директор
общеобразовательной организации производит замещение занятий с обучающимся с
целью выполнения индивидуального учебного плана.
4.8. В случае болезни обучающегося, с целью выполнения индивидуального
учебного плана педагогический работник проводит пропущенные занятия в
дополнительное время по согласованию с его родителями (законными представителями)
обучающегося.
4.9. Учет занятий с обучающимися на дому по медицинским показаниям ведется
ЭлЖуре, в котором учителя, осуществляющие обучение, записывают проведенные
занятия, выставляют текущие оценки. Факт подтверждения родителями проведенного
урока фиксируется подписью родителя в календарно-тематическом плане в графе
примечание после каждого урока.
5. Права и обязанности участников образовательного процесса.
5.1. Обучающийся на дому имеет право:
• на получение образования в соответствии с государственным стандартом;
• вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в
администрацию общеобразовательного учреждения;
• на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести и
информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
• на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами
библиотек.
5.2. Обучающийся обязан:
• соблюдать требования Учреждения;
• добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому
освоению образовательных программ;
• уважать честь и достоинство работников Учреждения;
• соблюдать расписание занятий;
• находиться в часы, отведенные для занятий, дома.
5.3. Права родителей:
• защищать законные права ребенка;
• обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации
Учреждения, в комитет по образованию;
• присутствовать на уроках с разрешения администрации Учреждения;
•
вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в
пределах выделенных часов, предметов из учебного плана общеобразовательного
учреждения, аргументировав необходимость, с учетом способностей и интересов ребенка.
5.4. Обязанности родителей:
• выполнять требования общеобразовательного учреждения;
• поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;
• ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности режима;
• создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению
знаний;
• своевременно, в течение дня, информировать Учреждение об отмене занятий
по случаю болезни и возобновлении занятий;
• контролировать выполнение домашних заданий.
5.5. Педагогический работник имеет права, предусмотренные Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации».
5. 6. Обязанности учителя:
• выполнять государственные программы с учетом особенностей и интересов
детей;
• развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и
художественной литературой;
• знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних
занятий;
• не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы;
• своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий и переносить
оценки в журнал;
5. 7. Обязанности классного руководителя:
• согласовывать с учителями, обучающимися ребенка, родителями расписание
занятий;
• поддерживать контакт с обучающимися и родителями, выявлять привычки,
особенности и состояние здоровья детей;
• своевременно вносить информацию об обучающихся в журнал.
5.8. Обязанности администрации общеобразовательного учреждения:
• контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального
обучения, аттестацию обучающихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть;
• контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение
ЭлЖура учета обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому и
выставлении оценок в журнал;
• обеспечивать своевременный подбор учителей;
• после получения от родителей необходимых документов (заявление, справка)
организовывать индивидуальное обучение на дому.
6. Документация
6.1. При организации обучения детей на дому школа должна иметь следующие
документы:
1.Заявление родителей.
2.Приказ по школе (Приложение 1).
3.Расписание занятий, согласованное с родителями
4.Медицинская справка ВК.
5. Учебные планы
Приложение 1
образец
ПРИКАЗ
« ___» _______ 20___ г.
_________________
№ _______
Об обучении на дому
В соответствии с пунктом 6 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании заключения
медицинского учреждения от _____ №_____, заявления родителей (законных
представителей) от ______
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Организовать
обучение
на
дому
обучающемуся
_______
класса
___________________________________________ с «___»________ 20___ г.
ФИО обучающегося
по «___» ________ 20___г.
2. Утвердить индивидуальный учебный план обучения на дому (в
общеобразовательной организации) _____________________________________.
ФИО обучающегося
3. Оплату за обучение на дому производить из расчета выделенного количества
часов в неделю следующим педагогическим работникам:
№
ФИО (полностью)
педагогического работника
Учебный предмет
Количество
часов в неделю
1.
2.
4.
Заместителю
руководителя
по
учебно-воспитательной
работе
общеобразовательной организации _________________ (ФИО):
4.1. До «___»_______ 20___ г. составить расписание учебных занятий,
согласовать его с родителями (законными представителями) обучающегося и
предоставить его на утверждение.
4.2. Осуществлять контроль за своевременным проведением учебных занятий,
выполнением рабочих программ по предметам, методикой обучения и ведением
журнала учета проведенных занятий педагогическими работниками.
5.
Классному руководителю ___________________ (ФИО) своевременно
информировать родителей (законных представителей) об успеваемости
обучающегося на дому.
6.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя
по
учебно-воспитательной
работе
общеобразовательной
организации
____________________ (ФИО).
Руководитель
общеобразовательной организации
ФИО
________________ ________________
подпись