ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 30.08.2021 №11 СОГЛАСОВАНО Советом родителей МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от «27» августа 2021г. №6 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» от 30.08. 2021г. № 263 Положение о логопедическом пункте в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте разработано на основании: - Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - инструктивного Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 «Об организации логопедической работы в общеобразовательных учреждениях»; - Письма Минобразования России от 22.01.1998гю № 20-58-0 7ин/20-4 Ц» Об учителях- логопедах и педагогах психолога учреждений образования»; - Распоряжения «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осущестляющих образовательную деятельность» от 06.08.2020 №Р – 75. 1.2. Положение об оказании логопедической помощи в в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» (далее – Положение) регламентирует деятельность Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» (далее – Учреждение) в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее – обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных. 1.3. Задачами школы по оказанию логопедической помощи являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся; организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися. 1.4. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения Учреждения. 1.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учащимся и родителям Учреждения. 1.6. Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями (законными представителями), обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями. 1.7. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется: Конституцией РФ, Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребёнка, Порядком о школьном психолого-педагогическом консилиуме, решениями центральной и территориальной психолого-педагогической комиссии, должностной инструкцией и действующей нормативно-правовой базой. 1.8. Учитель-логопед должен знать: - Закон «Об образовании»; - Конвенцию о правах ребёнка; - Устав школы; - Устав и локальные правовые акты школы; - возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомофизиологические и клинические основы дефектологии; - нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; - методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся; - программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; - новейшие достижения социальной педагогики и психологии; - правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарные нормы и правила, применяемые в учреждениях образования. 2. Направления деятельности логопедической службы. Основными направлениями деятельности учителя - логопеда являются: 2.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; - сбор и анализ анамнестических данных; - психолого-педагогическое изучение детей; - дифференциальная диагностика речевых расстройств; - обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; - комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; - составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; - составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-педагогического консилиума. 2.2. Профилактическая и просветительская – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости обучающихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей (законных представителей) и педагогов со сменным материалом, выставки логопедической литературы; целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей по выявлению детей группы риска (стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей могут отрицательно сказаться на их речевом развитии). Осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей организует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На своих занятиях учитель-логопед должен применять психокоррекционные приёмы на развитие психических функций. 2.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. 2.4. Организационно-методическая работа направлена на: - повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда; - обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся; - повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса; - совершенствование программно-методического оснащения; - коррекционно-логопедического процесса. Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей и логопедов, проводит открытые логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи, выступает на родительских собраниях. 3. Организация логопедической работы 3.1. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое недоразвитие; недостатки произношения - фонетический дефект; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых имеют первичный характер и препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетикофонематическим, фонематическим недоразвитием речи). Приём обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. 3.2. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения №2 и № 3 к Положению). 3.2.1. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумеваютпроведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 5 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителюлогопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 3.2 Положения. Списки зачисленных детей заверяются руководителем общеобразовательного учреждения и предоставляются в территориальную ППК. 3.3. Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения - не более 25 человек. На каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту. 3.4. Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи. По мере выпуска учащихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы. 3.5. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем - логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППК. Допускается комплектование групп из учащихся разных классов. 3.6. Наполняемость группы обучающихся: - с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 3-4 чел.; - с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 4-5 чел.; - с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 4-6 чел.; - заикающихся детей – 3-4 чел. Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно. 3.7. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: ОНР 2 уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп. 3.8. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первого класса с фонетическим дефектом, не влияющим на успеваемость, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Обучающиеся, не посещающие группы продлённого дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продлённого дня, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. 3.9. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с каждой группой детей проводится: - с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР –3 раза в неделю; - с обучающимися, имеющими ФФН и ФН, нарушения чтения и письма, обусловленные ими –2-3 раза в неделю; - с заикающимися обучающимися –3 раза в неделю; - с обучающимися, имеющими фонетический дефект –1-2 раз в неделю; - индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи – 3 раза в неделю, коррекция звукопроизношения в подгруппах и индивидуально по усмотрению логопеда 1-3 раза в неделю. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: в 1 (дополнительном) 1 классах групповое занятие 35-40 мин, индивидуальное — 20-40 мин, во 2 — 4 классах — групповое занятие — 40 мин, индивидуальное — 20-40 мин. Перерывы между групповыми занятиями 10-20 мин., между подгрупповыми 5-10мин. 3.10 Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Учреждения, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: - постоянно действующей консультативной службы для родителей; - индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников Учреждения; - информационных стендов. 3.11. Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учительлогопед использует для того, чтобы проверить письменные работы, подготовить наглядный материал для следующего занятия. В случае отсутствия обучающегося в школе по болезни учитель – логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарногигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях: - посещение уроков в общеобразовательных классах; - разработку рекомендаций для учителей, родителей, обучающихся; - оформление промежуточной или итоговой документации; - подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий; - посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования. 3.12. Учителем-логопедом ведется следующая документация: Приложение №1 к Положению. 4. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение 4.1. Учителем-логопедом назначается специалист, имеющий высшее дефектологическое образование или окончивший специальный факультет по специальности «Логопедия». 4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для учителей общеобразовательных школ. Законодательством Российской Федерации (трудовой кодекс). 4.3.В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная и иная. Из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах, подгруппах и индивидуально, 2 часа отводятся на консультативную работу. 4.4. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 4 к Положению). 5. Функции руководителя общеобразовательного учреждения и учителялогопеда 5.1. Непосредственное руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляется руководителем образовательного учреждения. 5.2. Ответственность за обязательное посещение обучающимися логопедических занятий несут родители(законные представители) , учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения. 5.3. Учитель-логопед: - участвует в комплексной диагностике обучающихся; - проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи; - осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку); - участвует в работе методических объединений учителей- логопедов; - представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте; - ведёт необходимую отчетную документацию, своевременно сдает её в ПМПК и заместителю директора по учебно воспитательной работе. 5.4. Учитель-логопед осуществляет систематическую связь с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и классными руководителями обучающихся, имеющих речевые нарушения, посещает уроки с целью выработки правильного речевого режима в классе. 5.5. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием. На администрацию школы возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета и его санитарное состояние. 5.6. На учителя-логопеда возлагается обязанность заведования логопедическим пунктом. Приложение 1 ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося. Заявление родителя. Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс) Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). Рабочие программы и/или планы логопедической работы. Расписание занятий учителей-логопедов. График работы. Список обучающихся. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь. Журнал учета посещаемости групповых и индивидуальных занятий. Журнал обследования устной и письменной речи. Паспорт логопедического кабинета. Отчетная документация по результатам логопедической работы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Приложение 2. Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося Я, ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть) (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. " " 20 г. / (подпись) / (расшифровка подписи) Приложение 3 Директору МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева ____________________________________ от ФИО родителя (законного представителя) Заявление Я, ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть) (ФИО учащегося, класс, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/психологопедагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). " " (подпись) 20 г. / (расшифровка подписи) / Приложение № 4 Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителялогопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами. При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся. Приложение 5. Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс) Ф.И.О. дата рождения класс Общие сведения: - дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность - образовательная программа (полное наименование) - особенности организации образования: 1. в группе/классе; 2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.); 3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ; 4. на дому; 5. в медицинской организации; 6. в форме семейного образования; 7. сетевая форма реализации образовательных программ; 8. с применением дистанционных технологий. - факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество детей/взрослых) отец: мать брат/сестра др.родственники - трудности, переживаемые в семье (развод, смерть близких, катастрофы (пожары, разбойные нападения и т.д.) _ Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 2. Динамика освоения программного материала: - учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название) - соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 3. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 4. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 5. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия). 6. Характеристики взросления <9>: <9> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением. - хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); - характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению); - отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей); - отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); - характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная); - значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях); - способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на словах"); - самооценка; - принадлежность к молодежной субкультуре(ам); - особенности психосексуального развития; - религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим); - отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); - жизненные планы и профессиональные намерения. Специфические ошибки письма: В звуковом составе слова: замены гласных, замен согласных, пропуски гласных. Пропуски согласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, вставки, раздельное написание частей слова. Лексико-грамматические: пропуски слов, замена слов по семантическому сходству, пропуски слов, слитное написание слов, нарушение согласования, нарушение управления, неправильное обозначение границ предложения. Графические: замена букв по количеству элеменотов, замена букв по пространственному расположению, зеркальное письмо букв. чтение(выбрать или подчеркнуть нужное): темп чтения (скорость чтения): высокий/средний/низкий (количество слов с минуту ); способ чтения: непродуктивное — элементы побуквенного чтения / отрывистое слоговое; продуктивное — плавное слоговое/ плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов/ чтение целыми словами и группами слов; правильность чтения: звуко-буквенные соответствия, характер ошибок - замены букв по фонематическому сходству/ нарушения звуко-слоговой структуры/грамматические ошибки; особенности интонирования текста: (не) соблюдение знаков препинания/ выделение (отсутствие) логического ударения/ паузация при чтении ; громкость и внятность . понимание смысла прочитанного (выбрать или подчеркнуть нужное): соответствует программным требованиям (ООП) и возрастной норме/ легкая степень нарушения: у ребенка при чтении отмечается наличие отдельных ошибок (могут иметь различный характер), понимание прочитанного в полном объеме/ средняя степень нарушения – количество и характер ошибок замедляют процесс чтения, ребенок вынужден перечитывать отдельные слоги, слова и предложения; или ребенок по способу чтения отстает от программных требований более чем на год; понимание в целом фрагментарное, хотя общую тему текста может установить/ тяжелая степень нарушения – количество допускаемых ошибок препятствует пониманию прочитанного / не сформированы продуктивные способы чтения; понимание прочитанного практически отсутствует. пересказ: (не)выполняет/ (не)точный/ (не)полный/(не)последовательный/краткий и др. Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы. Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое). " " 20 г. / / Учитель-логопед, принявший обращение: (указать ФИО, должность в ОО) Результат обращения: " " 20 г. / /