ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 30.08.2021 №11 СОГЛАСОВАНО Советом родителей МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 27.08.2021 №6 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» от 30.08. 2021г. № 263 ПОЛОЖЕНИЕ об оценке результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» 1. Общие положения 1.1. Положение об оценке результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – Положение) разработано с целью определения процедуры учета достижения обучающимися индивидуальных результатов освоения образовательных программ на разных уровнях обучения, а также с целью установления соответствия реальных достижений обучающихся планируемым результатам обучения, заданным основными образовательными программами МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» (далее - Учреждение). 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями); приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями); приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями); Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з); Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15); 1 Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 (с изменениями и дополнениями от 20.11.2020); Приказ Министерства просвещения РФ от 5 октября 2020 г. N 546 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов". Устав МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева». 1.3. Термины, используемые в настоящем Положении: Оценка результатов - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов требованиям основной образовательной программы (далее ООП). Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития универсальных учебных действий, компетенций, характеризующих учебные достижения обучающихся в учебной деятельности. Система оценки - многофункциональная система, включающая текущую, промежуточную и итоговую оценку результатов освоения обучающимися ООП начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - НОО, ООО, СОО); оценку деятельности педагогов и Учреждения в целом. Внутренняя оценка - оценка на уровне образовательного учреждения. Внутренняя оценка выражается: в текущих отметках; в результатах самооценки обучающихся; в результатах наблюдений, проводимых педагогами (в т.ч. педагогом-психологом); в результатах промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; в решении педагогического совета Учреждения об отчислении выпускника и/или переводе в следующий класс и/или на следующий уровень обучения и др. Накопительная оценка - оценка достижения планируемых результатов обучающегося, которая демонстрирует его достижения в различных областях, динамику развития, фиксируется в портфеле достижений (портфолио), таблицах достижения планируемых результатов, листах достижений и т.д., и является основой для определения образовательного результата выпускника НОО, ООО, СОО. Комплексная работа - это итоговая проверочная работа, включающая задания различного уровня сложности из разных предметных областей. Она позволяет оценить сформированность универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и др. на межпредметной основе. Внешняя оценка - это оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Осуществляется посредством следующих процедур: государственная итоговая аттестация, независимая оценка качества образования, 2 мониторинговые исследования муниципального, регионального, федерального (ВПР, НИКО и др.) и международного уровней. Итоговая оценка - оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО, ООО, необходимых для продолжения образования на уровне ООО и СОО соответственно. Личностные результаты освоения ООП итоговой оценке не подлежат. 2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки 2.1. Целью внутренней системы оценки является формирование у обучающихся контрольно-оценочной самостоятельности, развитие ребёнка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в само изменении, а также повышение качества процедур оценивания результатов учебной деятельности на каждом уровне образования. 2.2. Задачи внутренней системы оценки: упорядочивание оценочных процедур; поддержка и стимулирование учебной деятельности обучающихся; обеспечение обратной связи между участниками образовательного процесса; включение обучающихся в самостоятельную контрольно-оценочную деятельность; предоставление информации для муниципальных, региональных систем управления образованием. 2.3. Принципы внутренней системы оценки: критериальность оценки результатов; приоритет самооценки обучающегося; объективность оценки; открытость процедуры и результатов оценки; комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП НОО, ООО, СОО); оценка динамики образовательных достижений обучающихся. 2.4. Основными функциями системы оценки являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. 3. Содержание оценки 3.1. Основным объектом системы оценки выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО, ООО, СОО, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» каждой учебной программы. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп планируемых результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Система оценки достижений планируемых результатов обучающимися представляет собой процесс сбора, анализа, хранения и применения данных. 3 3.2. Оценка предметных результатов на уровне НОО, ООО, СОО представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по учебным предметам учебного плана Учреждения. Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе мониторинга оценки качества образования. Оценка предметных результатов отражается учителями-предметниками в классных журналах (за исключением 1 класса, в котором оценивание без отметочное). Фонд оценочных средств, в состав которого входят контрольно-измерительные материалы, предназначенные для оценивания предметных результатов обучающихся, является составной частью основной образовательной программы Учреждения. Принципы объективного оценивания, требования по ведению журнала, правилам ведения ученических тетрадей отражены в положениях Учреждения: Положение о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; Положение о ведении электронного журнала; Положение о едином орфографическом режиме. 3.3. Оценка метапредметных результатов. Предметом оценки метапредметных результатов является сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Процедуры оценки на различных образовательных уровнях: на уровне НОО – комплексная диагностическая работа, характеризующая уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для получения общего образования следующего уровня. Контрольно-измерительные материалы комплексной диагностической работы и критерии оценивания разрабатывает Учреждение. В качестве результата итоговых работ также могут быть зачтены итоги Всероссийских проверочных работ (ВПР). Оценка метапредметных результатов отражается классным руководителем в сводной таблице, в которой указывается уровень сформированности УУД каждого обучающегося, выявленный при написании выпускником комплексной диагностической работы или при написании ВПР. В итоговой оценке на уровне НОО выделяются две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся (отметка за год); результаты итоговых работ (в том числе, в формате ВПР). Результаты итоговой оценки освоения ООП НОО используются педагогическим советом для принятия решения о переводе обучающихся на следующий образовательный уровень. Кроме решения о переводе обучающихся на уровень ООО, педсоветом также даются рекомендации по формированию индивидуального образовательного маршрута обучающихся на уровне ООО, по проведению коррекционной работы с обучающимися (при необходимости). на уровне ООО, СОО - основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита обучающимся индивидуального итогового проекта. Подходы к организации проектной деятельности в Учреждении и критерии оценивания индивидуального итогового проекта регламентируются ООП ООО и ООП 4 СОО соответственно и Положением об индивидуальном итоговом проекте обучающихся. Оценка метапредметных результатов отражается классным руководителем в ведомости. В ведомости указывается уровень сформированности УУД каждого обучающегося при работе над проектом и его защите (высокий, средний, достаточный, низкий). Итоговая оценка результатов освоения ООП ООО включает две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся (отметка за год); результаты государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты итоговой оценки освоения ООП ООО, защиты обучающимся индивидуального итогового проекта используются для принятия педагогическим советом решения об отчислении обучающегося, выдаче ему аттестата об ООО. Педсоветом также даются рекомендации по формированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося в случае продолжения обучения на уровне СОО, выбору им профиля обучения. Результаты итоговой оценки освоения ООП СОО, защиты обучающимся индивидуального итогового проекта используются для принятия педагогическим советом решения об отчислении обучающегося, выдаче ему аттестата о СОО. 3.4. Оценка личностных результатов Оценка личностных результатов опирается на следующие процедуры внутренней оценки: мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств, определенных в ООП как личностные результаты. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств обучающихся; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка; систему психологопедагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. Личностные результаты освоения ООП итоговой оценке не подлежат. Оценка личностных результатов обучающегося, выводы классного руководителя о сформированности внутренней позиции, самооценки, личностной мотивации учебной деятельности, знания моральных норм и морально-этических суждений также фиксируется в характеристике обучающегося при окончании обучения на уровне НОО, ООО и СОО. 4. Ведение документации 4.1. Документация администрации В соответствии с требованиями ВСОКО администрация Учреждения имеет набор инструментария для проведения внутришкольного контроля (с учетом проведения внешнего контроля), имеет банк данных результатов оценочных процедур, которые классифицирует по классам, по отдельным обучающимся, используя информационные технологии с целью определения динамики в образовательных результатах обучающихся. 4.1.1. В своей деятельности администрация Учреждения может использовать по мере необходимости документацию учителей-предметников, обучающихся (портфолио) для создания целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе. 5 4.1.2. Материалы, получаемые от участников образовательного процесса, заместитель директора по учебно-воспитательной работе классифицирует с целью определения динамики в образовании учащихся на уровнях получения образования. 4.1.3. По итогам учебного года на основе полученных материалов заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе проводит анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» зоны, достижения и трудности как обучающихся, так и педагогов и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения. 4.2. Документация учителя-предметника 4.2.1. Рабочая программа учителя разрабатывается по каждому предмету на учебный год (уровень обучения), служит основой планирования педагогической деятельности учителя, создания методических разработок по курсу. 4.2.2. Классный журнал является главным документом учителя, заполняется в соответствии с рабочей программой учителя-предметника, согласно Положению о ведении журнала. 4.2.3. Качественная характеристика результатов освоения ООП составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки. 4.2.4. Для корректировки своей работы учитель по окончанию учебного года проводит самоанализ педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности обучающихся, учитывая следующие данные: динамику развития учащихся за учебный период; уровень усвоения знаний и умений по предмету; уровень сформированности образовательной деятельности обучающихся; сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы учителя по предмету, классного журнала); выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. 4.3. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности 4.3.1. Общение между учителем, обучающимися, родителями и администрацией Учреждения строится на условиях равноправного сотрудничества: каждый из участников образовательного процесса имеет право на самооценку собственной деятельности, на свое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим. 4.3.2. При нарушении основных принципов оценки образовательных результатов обучающихся при освоении образовательной программы общего образования одной из сторон образовательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в порядке, установленном Уставом Учреждения. 4.3.3. Нарушение правил оценочной деятельности является предметом административного разбирательства. 6