СОГЛАСОВАНО Советом родителей МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от «21» мая 2021г. №4 СОГЛАСОВАНО Школьным ученическим самоуправлением МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от «24» мая 2021г. № 9 ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 30.08.2021 №11 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Д.Т. Доева» от 30.08. 2021г. № 263 Союза Положение о школьном ученическом самоуправлении Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Керчи Республики Крым « Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д. Т. Доева» 1.Общие положения. Цели и задачи. 1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 24 марта 2021 года, Конвенцией ООН о правах ребёнка, а также Уставом МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Советского Союза Д. Т. Доева» (далее - Учреждение), и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность общеобразовательных организаций. 1.2. Настоящее положение определяет порядок организации и функционирования школьного ученического самоуправления школы в целях соблюдения права обучающихся на участие в управлении образовательной организацией. 1.3. Самоуправление - структура отношений, одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдается демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений. 1.4. Основная цель развития школьного ученического самоуправления - создание условий для формирования самостоятельной и жизнеспособной личности, для развития у обучающихся чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях, формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия. 1.5. Основными задачами школьного ученического самоуправления являются: - выявление и поддержка у обучающихся школы с активной жизненной позицией; -реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением; 1 -создание условий для самореализации личности обучающегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности; -определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы обучающихся; -организация деятельности органов ученического самоуправления; -воспитание положительного коллективной жизни; отношения к общечеловеческим ценностям, нормам -воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества; -подведение итогов работы, анализ ее результатов; -формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности; -создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка; -организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения. 1.6. Принципы построения и развития ученического самоуправления. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения; Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений; Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех обучающихся; Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов; Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся; Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах; Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность обучающихся; Ответственность – необходимость в регулярном отчитёте о проделанной работе и её результатах перед обучающимися и учителями. 2. Школьное ученического самоуправление и порядок его формирования. 2.1. Школьное ученическое самоуправление является общественным, самодеятельным, самоуправляемым, некоммерческим и добровольным объединением обучающихся школы. 2.1.1. Школьное ученическое самоуправление имеет своё название- « Надежда школы» 2.2. Школьное ученическое самоуправление в школе действует на основании данного Положения. 2 2.3. Школьное ученическое самоуправление формируется ежегодно не позднее 24 сентября из числа обучающихся 8-11 классов (активистов классов) и действует в течение учебного года. Каждый из обучающихся 8-11 классов имеет право избирать и быть избранным в школьное ученическое самоуправление. Избрание кандидатов в школьное ученическое самоуправление проходит на классных собраниях 8-11 классов путем открытого голосования. В случае досрочного сложения полномочий члена школьного ученического самоуправления, новый представитель класса - член школьного ученического самоуправления - избирается классом в срок до 10 дней. Решения и деятельность школьного ученического самоуправления направлена на всех обучающихся школы. 2.4. Система ученического самоуправления имеет 2 уровня: первый (базисный) уровень – классное самоуправление; второй – школьное ученическое самоуправление. 3. Содержание деятельности школьного ученического самоуправления. Школьное ученическое самоуправление в Учреждении осуществляется следующим образом: Поскольку учащимся на уровне начального общего и основного общего образования не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагогакуратора) в детско-взрослое самоуправление. Детско-взрослое самоуправление на уровне начального общего образования осуществляется следующим образом: На уровне школы: через деятельность Совета старост, в который входят старосты 2-4, классов для облегчения распространения значимой для школьников информации лучения обратной связи от классных коллективов; через знакомство с деятельностью школьного ученического самоуправления при участии в различных общешкольных ключевых общешкольных делах и внешкольных мероприятиях. через работу постоянно действующего актива класса- Совета министров, принимающего участие в организации и проведении соревнований, конкурсов, классных часов, флешмобов, праздников и т.п.); через деятельность творческих групп отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий; через повседневное волонтёрство- участие школьников 4-х классов в общественнополезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения. На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через повседневное волонтёрство школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. Детско-взрослое самоуправление на уровне основного общего образования осуществляется следующим образом: На уровне школы: через деятельность школьного ученического самоуправления «Надежда школы», состоящего из профильных министерств, в которые входят обучающиеся 8, 9, классов для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией 3 и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через знакомство обучающихся 5-7 классов с работой школьного ученического самоуправления с целью подготовки в будущем избираться в школьное ученическое самоуправление; через деятельность школьного актива Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», формируемого по инициативе обучающихся с целью учёта мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий; через совместную деятельность с общеобразовательными организациями Республики Крым регионального отделения Всероссийского детско-юношеского военнопатриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»; через деятельность Совета старост, в который входят обучающиеся 5-9 классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; через работу постоянно действующего школьного актива - Совета министров, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); через деятельность творческих групп отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; через волонтерство- участие школьников 5-9 классов в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом- в основном повседневного. На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. Воспитательный потенциал волонтёрства реализуется следующим образом: На внешкольном уровне: участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе городского уровня); посещение на дому и поздравление с памятными датами пожилых людей: детей войны, участников трудового фронта, ветеранов труда, проживающих в районе расположения образовательного учреждения; участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся. На уровне школы: участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы; участие школьников в работе с младшими ребятами, детьми ОВЗ, детьми- инвалидами: проведение для них праздников, утренников, акций; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками; участие школьников в работе по благоустройству памятников и памятных знаков воинам Великой Отечественной войны. Учащиеся на уровне среднего общего образования могут самостоятельно организовать свою совместную деятельность, обеспечивающую позитивную динамику, функции педагога- 4 куратора становятся менее значимыми, поэтому на данном уровне образования- это детское самоуправление. Детское самоуправление на уровне среднего общего образования осуществляется следующим образом: На уровне школы: через деятельность школьного ученического самоуправления «Надежда школы», состоящего из профильных министерств, создаваемого на базе 10 и 11 классов для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через деятельность школьного актива Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», формируемого по инициативе обучающихся с целью учёта мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий; через совместную деятельность с общеобразовательными организациями Республики Крым регионального отделения Всероссийского детско-юношеского военнопатриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»; через деятельность Совета старост, в который входят старосты 10-11 классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; через работу постоянно действующего школьного актива - Совета министров, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); через деятельность творческих групп отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; через волонтёрство- участие школьников 10-11классов в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целомсобытийного и повседневного. На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся 10-11 классов лидеров (например, старост, руководителей классных профильных министерств), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например- министерств: образования; печати и информации; культуры и досуга; правопорядка; труда и милосердия; спорта и здоровья); через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей; через деятельность актива РДШ, отвечающих за различные направления работы класса (направления: личностное развитие, информационно-медийное, гражданская активность, военно-патриотическое); через волонтёрствоучастие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом- событийного и повседневного. На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 5 Волонтёрство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтёрство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтёрство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне города, страны. Волонтёрство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтёрство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Воспитательный потенциал волонтёрства реализуется следующим образом: На внешкольном уровне: участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий городского уровня от лица школы (в работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться на территории проведения мероприятия и т.п.); участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе городского уровня); посещение на дому и поздравление с памятными датами пожилых людей: детей войны, участников трудового фронта, ветеранов труда, проживающих в районе расположения образовательного учреждения; участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся. На уровне школы: участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы; участие школьников в работе с младшими ребятами, детьми ОВЗ, детьми- инвалидами: проведение для них праздников, утренников, акций; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками; участие школьников в работе по благоустройству памятников и памятных знаков воинам Великой Отечественной войны. Структура школьного ученического самоуправления « НАДЕЖДА ШКОЛЫ» Президент Старостат Министерство образования Министерство труда и милосердия Министерство спорта и здоровья Министерство внутренних дел Министерство информации Министерство культуры ПРЕМЬЕР МИНИСТР СОВЕТ МИНИСТРОВ ЮНАРМИЯ, РДШ ВОЛОНТЁРСТВО 6 4. Порядок функционирования, отчётность и принцип работы школьного ученического самоуправления 4.1. Школьным ученическим самоуправлением (его Министерствами) в срок до 25 сентября составляется и утверждается директором школы план работы на год. 4.2. Заседания школьного ученического самоуправления проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раз в месяц. 4.3. Решения школьного ученического самоуправления доводятся до сведения обучающихся школы в течение трех дней. 4.4. При школьном ученическом самоуправлении для подготовки и проведения отдельных ключевых общешкольных дел и реализации работы по определенным направлениям могут создаваться инициативные творческие группы или координационные советы. 4.5. Создание и формирование школьного ученического самоуправления направлено на самоуправление жизнедеятельностью коллектива школы, предусматривает систему преемственности и развития навыков общественной деятельности школьников начального общего образования (1-4 классы), основного общего образования (5-9 классы) и среднего общего образования (10-11 классы). Обучающиеся 1-4 классов: - знакомятся с деятельностью школьного ученического самоуправления через свое участие в различных общешкольных ключевых общешкольных делах и внешкольных мероприятиях. Обучающихся 5-7 классов: - Принимают участие в организации и проведении различных школьных и внешкольных мероприятиях, могут привлекаться к наблюдению за ходом выборов Президента школьного ученического самоуправления и Совета школьного ученического самоуправления - Готовятся в будущем избираться в Совет школьного ученического самоуправления. Обучающиеся 8-9, 10-11 классов: - Принимают участие в организации и проведении различных школьных и внешкольных мероприятиях; - Имеют право избирать и быть избранными Президентом и в состав Совета школьного ученического самоуправления. 4.6. Обеспечивает деятельность школьного ученического самоуправления – координаторпедагог- организатор. 4.7. Члены школьного ученического самоуправления отчитываются перед обучающимися и педагогами школы о работе школьного самоуправления по окончанию учебного года на общешкольном ученическом собрании. 4.8. Выборы Президента школьного ученического самоуправления осуществляются в соответствии с Положением о выборах Президента школьного ученического самоуправления, утверждённого директором школы. 7 5. Классное ученическое самоуправление Система классного самоуправления является низшим звеном организации общешкольного ученического самоуправления и формируется во всех классах начального общего образования (2-4 классы) основного общего образования (5-9 классы) и общего среднего образования(10-11классы). Организация и контроль работы классного самоуправления возлагается на классного руководителя и старосту класса.В своей деятельности классное самоуправление опирается на настоящее Положение. 5.1. Классное ученическое самоуправление осуществляется: На уровне классов начального общего образования: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся 2-4 классов лидеров (например, старост, руководителей классных профильных министерств), представляющих интересы класса в общешкольных делах; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например- министерств: образования; печати и информации; культуры и досуга; правопорядка; труда и милосердия; спорта и здоровья); через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей; через повседневное волонтёрство- участие школьников 4-х классов в общественнополезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. На уровне классов основного общего образования: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся 5-9 классов лидеров (например, старост, руководителей классных профильных министерств), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например- министерств: образования; печати и информации; культуры и досуга; правопорядка; труда и милосердия; спорта и здоровья); через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей; через деятельность актива РДШ, отвечающих за различные направления работы класса (направления: личностное развитие, информационно-медийное, гражданская активность, военно-патриотическое); через волонтёрствоучастие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом- в основном повседневного. На уровне классов среднего общего образования: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся 10-11 классов лидеров (например, старост, руководителей классных профильных министерств), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например- министерств: образования; печати и информации; культуры и досуга; правопорядка; труда и милосердия; спорта и здоровья); через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей; 8 через деятельность актива РДШ, отвечающих за различные направления работы класса (направления: личностное развитие, информационно-медийное, гражданская активность, военно-патриотическое); через волонтёрство- участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом- событийного и повседневного. Структура классного ученического самоуправления СТАРОСТА ЮНАРМИЯ Министерство образования Министерство труда и милосердия Министерство спорта и здоровья Министерство внутренних дел Министерство информации Министерство культуры РДШ ВОЛОНТЁРСТВО МИНИСТЕРСТВА КЛАССА 6. Порядок формирования классного ученического самоуправления. 6.1. Классное ученическое самоуправление состоит из старосты класса, заместителя старосты класса, выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например- министерств: образования; печати и информации; культуры и досуга; правопорядка; труда и милосердия; спорта и здоровья), волонтёров, представителей РДШ и военно- патриотического объединения « ЮНАРМИЯ» ( при наличии ), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей. 6.2. Председатели всех внутри классных структур выбираются на выборной основе сроком на один год. 6.3. Классные министерства организуются на добровольной основе. 6.4. В случае невыполнения учащимися своих обязанностей, они могут быть переизбраны или исключены досрочно по инициативе классного руководителя или классного коллектива. 7. Староста класса. 7.1. В своей деятельности староста класса (заместитель старосты класса) руководствуется правилами внутреннего распорядка для обучающихся. 7.2. Староста является лидером коллектива, добросовестно исполняет свои обязанности и правила внутреннего распорядка для обучающихся. 7.3. Староста класса и заместитель старосты класса избирается ежегодно на классном собрании путем открытого или закрытого голосования. Старостой класса (заместителем старосты класса) может быть выбран любой успешно обучающийся, не имеющий систематических дисциплинарных взысканий и обладающий организаторскими и лидерскими способностями. 9 7.4. От обязанностей староста и заместитель старосты класса освобождаются решением классного ученического собрания, если он не справляется со своей работой или по собственному желанию учащегося. 7.5. Заместитель старосты является его главным помощником и разделяет с ним все должностные обязанности. На период отсутствия старосты, его обязанности в полном объеме возлагаются на заместителя старосты. При отсутствии старосты и заместителя старосты, данные обязанности временно возлагаются на обучающегося, назначенного классным руководителем. 7.6.Функции. Основными направлениями деятельности старосты класса (заместителя старосты) являются: -помощь классному руководителю в обеспечении учебной и внеурочной воспитательной деятельности классного коллектива; -тесное взаимодействие с классным руководителем, органами классного и школьного ученического самоуправления, администрацией школы; -обеспечение исполнения всех распоряжений директора школы, заместителей директора и классного руководителя в классе. 7.7. Должностные обязанности старосты класса (заместителя старосты). -староста класса (заместитель старосты) является главным помощником классного руководителя в деле обеспечения дисциплины учащихся, выполнения ими правил внутреннего распорядка в школе; -организация учебной работы класса: совместно с классным руководителем и по его поручению своевременно доносит до учащихся класса информацию об изменении расписания и внесению замены; -помогает классному руководителю ежедневно собирать сведения о посещении обучающимися учебных занятий; -осуществляет взаимодействие между органами школьного ученического самоуправления и органами классного ученического самоуправления и обучающимися класса в организации и проведении общешкольных и общеклассных ключевых дел; - обеспечивает в классе выполнение правил внутреннего распорядка обучающимися; - следит за бережным отношением учащихся к учебно-материальной базе школа, следит за готовностью кабинета к учебному процессу. 7.8. Права и ответственность старосты класса (заместителя старосты). Староста класса (заместитель старосты) имеет право: -выяснять причины отсутствия учащихся на занятиях. -участвовать в решении вопросов по вынесению дисциплинарного взыскания учащимся и являться представителем учащихся в решении дисциплинарных вопросов, защите чести и достоинства учащихся класса, перед администрацией школы. -ходатайствовать о поощрении учащихся, особо отличившихся в проведении общешкольных и общеклассных ключевых дел; -принимать участие в работе школьного ученического самоуправления, предлагать свои предложения для решения той или иной проблемы в жизнедеятельности обучающихся. 8. Заключительные положения. 8.1. Настоящее Положение согласовывается школьным ученическим самоуправлением, Советом родителей, принимается педагогическим советом, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора Учреждения. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 10 11