СОГЛАСОВАНО Советом родителей МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от «21» мая 2021г. №4 СОГЛАСОВАНО Школьным ученическим самоуправлением МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от «24» мая 2021г. № 9 ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 30.08.2021 №11 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Д.Т. Доева» от 30.08. 2021г. № 263 Союза ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Керчи Республики Крым города « Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д. Т. Доева» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение (далее Положение) регламентирует порядок нормирования и учета, организации внеурочной деятельности, а также определяет ее формы и виды и разработано с целью повышения эффективности использования средств, направляемых на реализацию основных образовательных программ в МБОУ г. Керчи РК « Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д. Т. Доева» ( далее Учреждение). 1.2. Положение разработано в соответствии: - с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО; - Федеральным законом от 31.07.2020г.№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»; -письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №0114/2014г.; -письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»; -письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»; -письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»; -приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой короновирусной инфекции на территории Российской Федерации»; -методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, 1 образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 об утверждении «Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 1.3. Положение регламентирует условия реализации внеурочной деятельности, порядок формирования плана и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, организации краткосрочных мероприятий, а также устанавливает порядок участия в итоговой аттестации обучающихся начального, основного и среднего общего образования в рамках внеурочной деятельности. 1.4. Образовательные программы реализуются в Учреждении через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, направленная на содействие в достижении планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – «обучающиеся с ОВЗ»). 1.5. Внеурочная деятельность должна обеспечить индивидуальные потребности обучающихся Учреждения на основании запросов обучающихся, выбора родителей (законных представителей), при учете мнения обучающегося до завершения получения им основного общего образования, а также с учетом имеющихся кадровых, материально-технических и иных условий образовательной организации. 2. Требования к организации внеурочной деятельности 2.1. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Целью внеурочной деятельности является содействие обучающимся в достижении планируемых результатов в соответствии с реализуемыми образовательной организацией основными образовательными программами, адаптированными основными общеобразовательными программами начального общего образования, основного общего образования. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную соответствующего уровня общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранном направлении внеурочной деятельности; составляющую при получении 2 совершенствование имеющегося и приобретение деятельности, самоопределения обучающихся. нового опыта познавательной 2.2. Содержание внеурочной деятельности осуществляется по следующим направлениям развития личности: при освоении основной образовательной программы начального общего образования: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное – в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования ключевые общешкольные дела и школьные воспитательные мероприятия, общественно полезные практики и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений; при освоении обучающимися с ОВЗ основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное – в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другие формы; при освоении основной образовательной программы основного общего образования: внеурочная деятельность реализуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное – в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения, ключевые общешкольные дела и школьные воспитательные мероприятия и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений; при освоении основной образовательной программы среднего общего образования: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное – в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, ключевые общешкольные дела и школьные воспитательные мероприятия, а также общественно полезные практики и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 2.3. Учреждение самостоятельно определяет конкретные формы и содержание организации внеурочной деятельности, средства реализации внеурочной деятельности, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации направлений внеурочной деятельности. 2.3.1.Формами внеурочной деятельности могут быть: -факультативы, кружки различной направленности, секции; -творческие объединения, клубные объединения; -школьные олимпиады; - детские исследовательские проекты; - познавательные и краеведческие экскурсии; 3 -ролевые и дидактические игры; -нравственные и этические беседы, дискуссии, викторины; -круглые столы, конференции, КВН; - культпоходы в музеи, театры, выставки; -праздники и соревнования на уровне класса, школы, города; -трудовой десант; -ключевые общешкольные дела, флэш-мобы, челлнджи; -участие детей в социальных акциях, организованных педагогами, родителями. 2.4. Предметом регулирования Положения в части организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования и основного общего образования являются образовательные отношения по организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, за исключением обучающихся, не получающих уровневого образования (с умственной отсталостью). 2.5. В случае если обучающийся осваивает курсы, практику, дополнительные образовательные программы в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то такие занятия засчитываются как часы внеурочной деятельности в Учреждении по соответствующему направлению внеурочной деятельности. Зачет Учреждением освоения обучающимся курсов, практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основании документа об обучении, выдаваемого по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно. 3. План внеурочной деятельности 3.1. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, образовательные программы внеурочной деятельности, календарный учебный график, которые не вправе изменять органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. 3.2. План внеурочной деятельности является основным организационным механизмом реализации образовательной программы внеурочной деятельности, обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. 3.3. Учреждение самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой реализуемых основных образовательных программ с учетом времени, отводимого на внеурочную деятельность на каждом уровне общего образования: на уровне начального общего образования – до 1350 часов, на уровне основного общего образования – до 1750 часов, на уровне среднего общего образования – до 700 часов. При реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов, отводимых на коррекционно-развивающую область), составляет не менее 1680 часов и не более 2380 часов. Предельно допустимый объем недельной нагрузки занятий внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели не может превышать 10 академических часов – для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы, 5 академических часов – для обучающихся с ОВЗ, осваивающих АООП НОО обучающихся с ОВЗ. 3.4. Время, отведенное на внеурочную деятельность обучающихся, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию образовательных программ 4 образовательной организацией. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом запросов обучающихся, возможностей образовательной организации и объема субвенций, выделенных для реализации основных образовательных программ. 3.5. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул. 3.6. Время, отведенное Учреждением на внеурочную деятельность, используется для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий с учетом образовательных потребностей, интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Время, отведенное на внеурочную деятельность, может быть использовано для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). 3.7. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и обучающихся с ОВЗ, Учреждение может разрабатывать с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные планы внеурочной деятельности. Индивидуальный план внеурочной деятельности – план внеурочной деятельности, обеспечивающий реализацию направления внеурочной деятельности на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Реализация индивидуальных планов внеурочной деятельности сопровождается поддержкой классных руководителей образовательной организации. 4. Общие правила организации внеурочной деятельности 4.1. Реализация внеурочной деятельности исходя из форм и содержания внеурочной деятельности, самостоятельно определяемыхУчреждением, может осуществляться в следующих направлениях: через часть учебного плана, самостоятельно формируемую участниками образовательных отношений (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и другие, отличные от урочных, формы); использование потенциала дополнительного образования образовательной организации (дополнительные образовательные программы); сотрудничество с организациями дополнительного образования детей, организациями культуры и спорта; деятельность педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования. 4.2. Организация внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с планом внеурочной деятельности, календарным учебным графиком и расписанием внеурочной деятельности, которые утверждаются распорядительным актом директора Учреждения в начале каждого учебного года дополнительно к основному расписанию учебных занятий. 4.3. Обучающиеся и их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности посредством анкетирования в конце учебного года (апрель-май). 4.4. Для родителей (законных представителей) и обучающихся, прибывших в школу в течение учебного года, анкетирование по определению направлений внеурочной деятельности из уже 5 имеющихся в учебном плане проводится в течение 7 учебных дней со дня издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в Учреждение, согласно заявлению родителей. 4.5. Для обучающихся первых классов набор направлений программы внеурочной деятельности определяется на информационном родительском собрании в апреле-мае. 4.6. До 05 сентября формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности согласно заявлениям родителей и утверждаются списки обучающихся. 4.7. Комплектование групп обучающихся осуществляется на основании распорядительного акта директора Учреждения в соответствии с запросами обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и с учетом возможностей образовательной организации. 4.7.1. При организации внеурочной деятельности допускается комплектование групп обучающихся одного возраста и (или) групп обучающихся разных возрастных категорий с учетом обеспечения их образовательных потребностей и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 4.7.2. Наполняемость групп обучающихся определяется Учреждением самостоятельно. При наличии необходимых условий и возможностей образовательной организации при реализации внеурочной деятельности возможно деление одного класса на группы. 4.7.3. Зачисление обучающихся в группы осуществляется на срок реализации программы внеурочной деятельности, предусмотренный для реализации программы внеурочной деятельности. 4.7.4. Списки обучающихся, зачисленных в группы, утверждает директор Учреждения. 4.8. При организации внеурочной деятельности продолжительность занятий внеурочной деятельности, продолжительность перемен между уроками и внеурочной деятельностью зависит от возраста обучающихся и вида деятельности, определяется образовательной организацией в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: -для обучающихся 1-х классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не превышает 35 минут в первом полугодии и 40 минут во втором полугодии; -во 2 - 4 классах - 40 минут; -в 5-11 классах - 45 минут. Перерыв между последним уроком деятельностью не менее 30 минут. и началом занятий внеурочной 4.9. При организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ продолжительность занятий внеурочной деятельности, продолжительность перемен между уроками зависит от возраста обучающихся и вида деятельности, определяется образовательной организацией в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: -в классах обучающихся с ОВЗ-40 минут; -перерыв между последним уроком и деятельностью не менее 30 минут. началом занятий внеурочной 4.10. При реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, проведении динамического или спортивного часа в рамках реализации иных направлений внеурочной деятельности спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе). 4.11. Администрация Учреждения: 6 - разрабатывает раздел учебного плана по организации внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; с учетом результатов анкетирования родителей и обучающихся; организует процесс разработки, рецензирования и утверждения программ внеурочной деятельности обучающихся; составляет расписание внеурочной деятельности с соблюдением требований нормативных документов, регламентирующих данную деятельность; осуществляет в течение учебного года постоянный контроль за выполнением программ внеурочной деятельности обучающихся; осуществляет контроль за ведением журналов внеурочной деятельности; заключает договоры о совместной деятельности с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта об организации внеурочной деятельности для обучающихся школы; организует мониторинговые исследования результатов внеурочной деятельности обучающихся с ежегодным отражением итогов в материалах внутренней системы оценки качества образования школы. 4.12. Контроль за организацией внеурочной деятельности в школе осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности; организация проведения занятий внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом и расписанием; посещаемость занятий внеурочной деятельности; система оценки результатов обучающихся в рамках внеурочной деятельности. 4.13. Классный руководитель: организует работу по анкетированию родителей и обучающихся с целью определения направлений внеурочной деятельности для обучающихся класса; доводит до сведения родителей (законных представителей) график внеурочной деятельности и вносимые в него изменения; осуществляет постоянный контроль за посещаемостью обучающимися занятий внеурочной деятельности; ведет учет внеурочной деятельности обучающихся, посещающих учреждения дополнительного образования, культуры, спорта (наименование кружка, секции, количество часов в неделю, результативность); участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной деятельности обучающихся. 4.11. Деятельность педагога внеурочной деятельности обучающихся регламентируется Уставом Учреждения, Правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями, локальными актами Учреждения. Педагог внеурочной деятельности: разрабатывает программу внеурочной деятельности; обеспечивает ведение документации педагога, регламентирующей внеурочную деятельность; совместно с классным руководителем и родителями (законными представителями) осуществляет постоянный контроль за посещаемостью обучающимися занятий внеурочной деятельности; участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной деятельности обучающихся. 4.12. Родители (законные представители) обучающихся: участвуют в анкетировании с целью определения направлений внеурочной деятельности для обучающегося; 7 несут ответственность за посещение обучающимися занятий внеурочной деятельности. - могут принимать участие в организации занятий внеурочной деятельности, по согласованию с педагогическим работником, осуществляющим реализацию программы внеурочной деятельности, без их включения в списочный состав. 4.13. Иные социальные партнеры могут принимать участие в организации занятий внеурочной деятельности по согласованию с педагогическим работником, осуществляющим реализацию программы внеурочной деятельности, без их включения в списочный состав. 4.14. Для организации внеурочной деятельности Учреждение использует различные объекты инфраструктуры образовательной организации, может использовать помещения близко расположенного дома культуры, организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, спортивные сооружения, стадионы. 4.15. Учреждение самостоятельно осуществляет выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ею программам внеурочной деятельности. Использование при реализации программ внеурочной деятельности методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. 4.16. Использование в организации внеурочной деятельности инновационных образовательных программ и технологий, расписания занятий, режимов занятий внеурочной деятельности возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. 4.17. Особой формой организации внеурочной деятельности является индивидуальный проект обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством педагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких направлений внеурочной деятельности в любой избранной области (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя ресурсы одного или нескольких курсов внеурочной деятельности или направлений внеурочной деятельности; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках времени, специально отведенного планом внеурочной деятельности, и должен быть представлен в виде завершенного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. 5. Требования к программе внеурочной деятельности 8 5.1. Программы внеурочной деятельности обучающихся могут быть разработаны педагогами Учреждения самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ. 5.2. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности обучающихся, в том числе: - Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 об утверждении «Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 5.3. Требования к структуре программы внеурочной деятельности, оценка качества и утверждение программы внеурочной деятельности обучающихся. 5.3.1. Программа внеурочной деятельности обучающихся (далее - Программа) включает в себя следующие обязательные разделы: титульный лист; краткий обзор программы курса, каким классам адресована; направление (спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное); цель, задачи; планируемые результаты освоения программы; содержание программы; ожидаемые результаты; формы и виды деятельности; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; лист корректировки программы. 5.3.2. Титульный лист содержит: полное наименование образовательной организации; наименование Программы; фамилия, имя, отчество, должность, разработчика; гриф утверждения Программы (название МО и дата рассмотрения; дата согласования, подпись и Ф.И.О. зам. директора; реквизиты приказа Учреждения); 5.3.3. Цель должна соответствовать требованиям к личностным результатам освоения НОО, ООО и СОО установленным ФГОС. Цель должна обеспечивать достижение ребенком планируемых результатов освоение основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. 5.3.4. Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности обучающихся. 5.3.5. Планируемые результаты необходимо описать на трех уровнях: личностные, метапредметные и предметные (только для курсов общеинтеллектуальной направленности). Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности включают в себя: 9 -специфические знания, умения и навыки по изготовлению некоторого продукта (открытию социально-культурного знания); -опыт самостоятельной деятельности обучающихся по изготовлению продукта (проектирование изменений социально-культурного знания); -опыт презентации индивидуального продукта. 5.3.6. Формы и виды деятельности по программе. 5.3.7. Содержание Программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением основных понятий и видов деятельности обучающихся, подлежащих освоению. В заключении необходимо привести перечень контрольных испытаний (или работ), проверяющих уровень освоения учащимися содержания темы. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в выставках, фестивалях, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях, конкурсных мероприятиях и т. п. или выполнения им некоторых работ, содержит описание входного (при необходимости), промежуточного контроля и итоговой аттестации согласно учебнотематическому плану (тесты, проекты, творческие задания, и т.д.), которые позволяют определить достижение обучающимися планируемых результатов. 5.3.8. Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, где отражено название темы, количество часов, отводимых на занятия. № п/п Раздел, тема занятий Всего часов 1. 2. Общее количество часов: 5.3.9. Календарно- тематическое планирование составляется в виде таблицы, где отражено название темы занятий, количество часов по плану, количество часов по факту, дата проведения занятия по плану, дата проведения занятия по факту. Пример формы для календарно-тематического планирования по внеурочной деятельности: № Название раздела, темы Количество часов по плану Количество часов по факту Дата проведения по плану Дата проведения по факту 1. 5.3.10. Количество учебных часов по программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в графе «Количество часов по факту» календарно – тематического плана. В случае несоответствия даты проведения занятия необходимо обосновать изменения в графе «Дата проведения по факту» календарно – тематического плана. При внесении изменений в тематику занятий необходимо представить обоснования изменений в листе корректировки рабочей программы. 10 Пример оформления листа корректировки рабочей программы: Лист корректировки рабочей программы ______________________________ ___________________________ (название курса внеурочной деятельности) Класс Название темы раздела, Дата проведения по Причина плану корректировки (ФИО учителя) Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту 5.3.11. Рабочая программа внеурочной деятельности утверждается ежегодно в начале учебного года (до 05 сентября текущего года) приказом директора Учреждения. 5.3.12. Утверждение рабочей программы предполагает следующие процедуры: Рассмотрение и обсуждение на школьных предметных методических объединениях; Получение согласования у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО). На титульном листе рабочей программы ставятся грифы: РАССМОТРЕНА на заседании школьного МО, указывается № протокола, дата школьного МО; СОГЛАСОВАНА подписи, дата: - Заместитель директора по УВР (ВР) (подпись), расшифровка УТВЕРЖДЕНА -номер и дата приказа. 5.3.13. Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру внутреннего и при необходимости внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высококвалифицированным учителем соответствующего учебного предмета и утверждается методическим советом школы. 5.3.14.Текст рабочих программ набирается в редакторе Microsoft Office Word шрифтом Times New Roman, размер 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, поля стандартные; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. 5.3.15. Рабочие программы внеурочной деятельности хранится: в печатном и электронном видах: −1 экземпляр у педагога (в печатном и электронном виде); −1 экземпляр у заместителя директора по воспитательной работе (в печатном и электронном виде). 6. Условия реализации программы внеурочной деятельности Условия реализации курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: 11 достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию внеурочной деятельности на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности; осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности; работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности; формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите Отечества, службе в Вооруженных силах Российской Федерации; самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками; выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках времени, специально отведенного планом внеурочной деятельности и (или) учебным планом; участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании программы внеурочной деятельности, основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и уклада образовательной организации; развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационноисследовательской, художественной и др.; развития опыта общественной деятельности, осуществления нравственного выбора; формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; использования технологий; обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития региона; эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательной организации, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования. в образовательной решения деятельности моральных современных дилемм и образовательных 12 7.Особенности реализации курсов неурочной деятельности с обучения и дистанционных образовательных технологий применением электронного 7.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной деятельности либо их отдельных частей школа может организовывать деятельность обучающихся с использованием: дистанционных образовательных технологий; электронного обучения; образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания). 7.2. В рамках курсов внеурочной деятельности Учреждение вправе организовывать в дистанционном режиме: проектные и исследовательские работы обучающихся; деятельность школьных научных обществ; просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов; посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов; общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций; просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий; оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами; мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем. 7.3. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий школа самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и занятий с применением дистанционных технологий. 7.4. Для реализации курсов внеурочной образовательных технологий Учреждение: деятельности с применением дистанционных своевременно доводит до сведения родителей (законных представителей) обучающихся информацию о правилах участия во внеурочной деятельности; сообщает расписание запланированных дистанционных активностей обучающихся, наименования используемых технологических платформ и ресурсов, список рекомендованных сайтов и ресурсов; ведет учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам курсов внеурочной деятельности; обеспечивает возможность получения индивидуальных консультаций по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей); 13 организует деятельность обучающихся; оперативно информирует родителей об изменениях расписания или адресах подключения к мероприятиям, проводимым в режиме реального времени; при использовании изданий на печатной основе обеспечивает своевременное информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных материалах и заданиях. руководителей проектных и исследовательских работ 8. Требования к квалификации педагогических работников, реализующих программы внеурочной деятельности 8.1. Уровень квалификации работников Учреждения, осуществляющих внеурочную деятельность, в том числе для каждой занимаемой должности, должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Соответствие уровня квалификации работников Учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. 8.2. Квалификация педагогических работников Учреждения, реализующих программы курсов внеурочной деятельности, должна отражать: компетентность в соответствующих направлениях внеурочной деятельности, методах и средствах организации внеурочной деятельности; сформированность гуманистической педагогическую деятельность; общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагогического работника; самоорганизованность, эмоциональную устойчивость. позиции, позитивной направленности на 8.3. У педагогического работника, реализующего программу курса внеурочной деятельности, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности, в том числе умения: обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; разрабатывать программы курсов внеурочной деятельности, методические и дидактические материалы, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в программе внеурочной деятельности специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов); организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; 14 реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся; использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. 9. Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности 9.1. Освоение программ внеурочной деятельности должно содействовать достижению планируемых результатов обучающихся в соответствии с реализуемыми образовательной организацией образовательными программами. Требования к результатам освоения программы внеурочной деятельности, их содержанию и условиям реализации должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а также значимость соответствующего уровня общего образования для продолжения обучения в образовательной организации на следующем уровне, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации. 9.2. Результаты освоения курсов внеурочной деятельности должны отражать: развитие личности обучающихся средствами предлагаемого направления внеурочной деятельности: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление деятельности; обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. 9.3. Результаты освоения курсов внеурочной деятельности отражаются в программах курсов внеурочной деятельности на трех уровнях: приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; приобретение опыта самостоятельного социального действия. 9.4. Планируемые результаты по направлениям внеурочной деятельности в соответствии с целевыми приоритетами воспитания на уровне ООО для трёх уровней образования: начального общего, основного общего и среднего общего образования. Духовно-нравственное направление. Цель данного направления – обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего, основного общего и среднего общего образования, в формировании 15 эффективного взаимодействия в социуме. В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи рабочей программы воспитания, базовые национальные ценности российского общества. Основными задачами являются: - формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности; - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; - приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы; - сохранение базовых национальных ценностей российского общества; - последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности; - формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Способ организации внеурочной деятельности Образовательные программы внеурочной деятельности Планируемые результаты в соответствии с целевым приоритетом воспитания рабочей программы воспитания Формы подведения итогов Воспитание ценностных отношений: -к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; -к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; -к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; -к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; -к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека; -к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения; -к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов Республики Крым и России. Конкурсы, выступления, выставки, изготовление подарков, сувениров презентации, творческие работы, викторины, познавательные программы, проектная деятельность, проведение праздников, защита проектов, участие в ключевых общешкольных делах и в социальных акциях, организованных педагогами, родителями. 16 Общеинтеллектуальное направление. Основными задачами являются: -формирование навыков научно-интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; - овладение навыками универсальных учебных действий обучающимися. Реализация данного направления внеурочной деятельности способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования и среднего общего образования, расширению кругозора обучающихся, имеющих способности к знаниям, вовлечению в мир знаний обучающихся, у которых низкий уровень мотивации к учебной деятельности, а также как результат – вовлечение обучающихся в участие различного уровня интеллектуальных олимпиадах и конкурсах. Способ организации Образовательные программы внеурочной деятельности Планируемые результаты в соответствии с целевым приоритетом воспитания рабочей программы воспитания Воспитание ценностных отношений: -к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; -к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; -к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека; Приобретение обучающимися социальных знаний о мире, человеке, понимание социальной реальности и повседневной жизни, раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Обогащение знаний обучающихся о научных понятиях и законах, формирование мировоззрения, функциональной грамотности детей. Формы подведения итогов Олимпиады, конференции, праздники, конкурсы, викторины, беседы, классные часы, защита проектов познавательные программы, проектная деятельность, участие в ключевых общешкольных делах интеллектуального направления. Общекультурное направление. Проблемы внутреннего мира современных детей, сложный социокультурный контекст их существования – одна из главнейших причин, по которым образовательное учреждение обращается к реализации данных программ, так как именно художественное творчество в любом его проявлении: рисование, шитьё, конструирование и изобретение, декоративно-прикладное творчество – даёт богатый развивающий потенциал для обучающихся, способствует созданию условий для развития личности каждого ребенка, раскрытия его внутреннего мира, индивидуальности, а также помогает установить контакт с обучающимся, скорректировать отношения обучающихся к окружающему миру, появление у него эстетического вкуса, стремления к самостоятельной творческой деятельности. Основными задачами являются: -развитие творческого потенциала каждого ребенка; 17 - овладение обучающимися навыками коллективного взаимодействия и общения; -формирование у обучающихся способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений; - достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования и среднего общего образования. Способ организации Образовательные программы внеурочной деятельности Планируемые результаты в соответствии с целевым приоритетом воспитания рабочей программы воспитания Воспитание ценностных отношений: -к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; -к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; -к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека; -к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения; -к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. -к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; Развитие у детей чувства прекрасного, творческих способностей, формирование у них коммуникативной и общекультурной компетенций, развитие эмоциональной сферы детей. Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет обучающимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Формы подведения итогов Выставки, концерты, инсценировки, фестивали искусств, художественные акции, защита проектов, презентации, постановка спектаклей, театрализованных представлений. Социальное направление. В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положен принцип гуманизации, который способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей, общественно-полезная деятельность и занятия, направленные на совершенствование общественных отношений усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной 18 программы начального общего образования и основного общего образования и среднего общего образования. Основными задачами являются: - усвоение обучающимися социально значимых знаний; - развитие позитивных отношений обучающихся к общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); - приобретение обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел); - реализация личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику; -преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме, привитие любви к Отечеству и родному языку, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. Способ организации Образовательные программы внеурочной деятельности Планируемые результаты в соответствии с целевым приоритетом воспитания рабочей программы воспитания Воспитание ценностных отношений: -к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; -к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; -к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека; -к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения; -к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Приобретение школьниками социальных знаний; формирование у детей ценностного отношения к социальной реальности; получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия. Создание условий для перевода, обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, преобразования общества. Формы подведения итогов Конкурсы, выставки, ключевые общешкольные дела, участие в акциях, творческие проекты, презентации, концертные программы, флеш-мобы, викторины, челленджи познавательные программы, встречи с интересными людьми, часы общения. Спортивно-оздоровительное направление. Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования и среднего общего образования. 19 Основные задачи: - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Способ организации Планируемые результаты в соответствии с Формы подведения итогов целевым приоритетом воспитания рабочей программы воспитания Образовательные программы внеурочной деятельности Воспитание ценностных отношений: к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к природе как источнику жизни на Земле; -к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека; -к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения; -к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья, практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки, получение навыков содержания в чистоте своего тела, рационального использования влияния природных факторов (солнца, воздуха, воды), грамотного питания. Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся. Соревнования, конкурсы, спартакиады, ключевые общешкольные дела показательные выступления, учебные игры, викторины, познавательные программы по здоровому образу жизни, Дни здоровья, продукты проектной деятельности. 10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности 10.1. Освоение программ курсов внеурочной деятельности, в том числе отдельной части (модуля) или всего объема программы курса внеурочной деятельности, сопровождается оценкой достижения планируемых результатов, проводимой в формах, определенных планом внеурочной деятельности, и в порядке, установленном настоящим Положением. 10.2. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программ курсов внеурочной деятельности, в том числе отдельной части (модуля) или всего объема программы курса внеурочной деятельности, должна: обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программ курсов внеурочной деятельности; обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе реализации внеурочной деятельности; предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга; 20 позволять использовать результаты освоения программ курсов внеурочной деятельности, характеризующие уровень достижения планируемых результатов обучающимися, как основы для оценки деятельности образовательной организации. 10.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ, осваивающими АООП НОО обучающихся с ОВЗ, должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ. 10.4. Система оценки достижений результатов освоения образовательных программ внеурочной деятельности может осуществляться на трех уровнях: представление коллективного результата деятельности класса (группы обучающихся) в рамках одного и (или) нескольких направлений внеурочной деятельности; индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании личного портфеля достижений (портфолио) обучающегося в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации; качественная и количественная оценка эффективности деятельности образовательной организации по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся. 10.5. Результативность реализации программ курсов внеурочной деятельности определяется по результатам участия обучающихся в итоговых мероприятиях, проводимых образовательной организацией, и (или) выполнения обучающимися в рамках одного или нескольких направлений внеурочной деятельности в любой избранной области (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) исследования, проекта и т. п. Участие в таких мероприятиях для обучающегося является обязательным и не требует его согласия и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 10.6. Общее описание модели достижений обучающихся во внеурочной деятельности. Разработанная модель направлена на учёт количественных и качественных изменений, происходящих в личностном росте ребёнка и его успешности. В модель заложен «накопительный» принцип учёта достижений обучающихся на протяжении всего процесса обучения в детском коллективе. Это позволяет построить шкалу успешности ученика и научить его видеть собственный рост, приобретая компетенции в той или иной области деятельности. 10.6.1. Инструменты отслеживания достижений обучающихся во внеурочной деятельности: Инструмент Механизм отслеживания посещаемости детьми внеурочной деятельности через электронный журнал Карта индивидуальных достижений внеурочной деятельности отдельного обучающегося, в которой указываются направления и результаты деятельности ученика ( Приложение 1). Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности обучающегося, определение уровня сформированности УУД. (Приложение 3). Исполнитель педагог внеурочной деятельности, классный руководитель педагог внеурочной деятельности Сроки в течение учебного года педагог внеурочной деятельности 1 раз в полугодие ежемесячно (На ее основе педагог может составить аналитическую 21 справку по результатам организации внеурочной деятельности) Рефлексивная карта ( Приложение 4). педагог внеурочной деятельности, обучающиеся в конце года заполняет каждый обучающийся Карта индивидуальных достижений внеурочной деятельности обучающихся класса- направления и результаты деятельности всего детского коллектива (Приложение 2). классный руководитель ежемесячно Карта развития учета результатов курса внеурочной деятельности обучающихся класса (Приложение 5). классный руководитель ежемесячно Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности Диагностирующая и Диагностирующая и Диагностирующая корректирующая контролирующая Карта достижений (суммирование Портфель достижений Творческий отчет, презентация и индивидуальных результатов пр. обучающихся в рамках одного (портфолио) направления). Продукт совместной Оценка освоения программы Индивидуальные результаты в деятельности, проекта. Внешняя внеурочной деятельности (педагог). рамках одного направления (зам. экспертиза коллективного Участие в мероприятиях различного дир по ВР) Продукт проекта, творчества Награды, уровня. Дипломы, сертификаты, организованного в рамках одного сертификаты, поощрения. награды и пр. Самоанализ. направления (куратор проекта). Материалы рефлексии. Входная диагностика, диагностика в В конце года. конце года и по окончании освоения В конце года или отчетного программы (как показатели периода. По окончании проекта. динамики). Система оценки Индивидуальная оценка результатов Основные функции оценки Форма предоставления результатов Содержание Этапы диагностики Формы оценивания Инструменты оценивания Персонифицированная неперсонифицированная Критерии достижений оценки Коллективный результат и Неперсонифицированная Неперсонифицированная Критерии оценки деятельности Критерии оценки проекта портфеля продуктов Критерии оценки проекта 11. Делопроизводство при организации внеурочной деятельности 11.1. Журнал внеурочной деятельности является основным документом учета занятий внеурочной деятельности обучающимися и ведется по каждому направлению (модулю) внеурочной деятельности отдельно. Педагогический работник, реализующий программу курса внеурочной деятельности, фиксирует в электронном журнале внеурочной деятельности учет проведенных 22 занятий. Ведение соответствующих записей обязательно для каждого педагогического работника. К ведению журнала внеурочной деятельности предъявляются требования, установленные соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации, утвержденным распорядительным актом директора образовательной организации. 11.2. Классный руководитель осуществляет учет занятости обучающихся во внеурочной деятельности в других организациях. 11.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе обязан систематически осуществлять контроль правильности ведения электронного журнала в соответствии с Инструкцией о ведении учебно-педагогической документации образовательной организации, утвержденной распорядительным актом директора Учреждения. 12. Заключительные положения 12.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, согласовывается Советом родителей, школьным ученическим самоуправлением, педагогическим советом и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора Учреждения 12.2.Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 12.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.12.1 настоящего Положения. 12.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 23 Приложение 1 КАРТА индивидуальных достижений обучающегося ________ класса МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Советского Союза Д. Т. Доева» по курсу внеурочной деятельности__________________________ Вид деятельности Время учёбы (месяц) 09 10 11 12 01 02 03 04 05 Регулярно посещает занятия. Старательно и терпеливо выполняет указания учителя. Адекватно относится к критике со стороны педагога. Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, Критически сравнивает свою работу с другими. Выход Педагог внеурочной деятельности__________________________ 24 Приложение 2 КАРТА индивидуальных достижений обучающихся ________ класса МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Советского Союза Д. Т. Доева» за 20__-20___уч.г. № п/п Список класса (Ф.И. обучающихся) Выбор направлений Регулярность посещения занятий. Справка о посещении других учреждений доп.образования вне школы (указать название и учреждение) Участие в конкурсах различного уровня Участие в олимпиад е (предмет) Соревнования, выставки, спартакиады, ключевые общешкольные дела, акции, показательные выступления, викторины, познавательные программы, флэш-моб, челлендж, классные часы, концерты, экскурсии. Проекты по направлениям ( куратор проекта) 1. 2. 3. 4. 5. 6. Классный руководитель________________________ 25 Приложение 3 КАРТА развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности обучающегося ________ класса МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Советского Союза Д. Т. Доева» по курсу внеурочной деятельности__________________________ Метапредметные результаты Высокая мотивация к ... Проявляет настойчивость в достижении цели. Применяет методы наблюдения. Оценивает .... Обсуждает проблемные вопросы с учителем. Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи. Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся. Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности; Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни. Да Нет Педагог внеурочной деятельности__________________________ 26 Приложение 4 Рефлексивная карта обучающегося ________ класса МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Советского Союза Д. Т. Доева» по курсу внеурочной деятельности__________________________ 1. Чему я научился на занятиях? 2. Буду ли продолжать занятия в следующем году? 3.Над чем ещё надо поработать? 4. Где пригодятся знания? 5.В полную ли силу занимался? 6.За что можешь себя похвалить? Педагог внеурочной деятельности _______________________________ 27 Приложение 5 КАРТА развития учета результатов курса внеурочной деятельности обучающихся ________ класса МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Советского Союза Д. Т. Доева» за 20__-20___уч.г. № п/п Список класса (Ф.И. обучающихся) Направление, кружок, секция, Соревнования, выставки, клуб ( на базе ОО и вне школы) спартакиады, ключевые общешкольные дела, акции, показательные выступления, викторины, познавательные программы, флэш-моб, челлендж, классные часы, концерты, экскурсии. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 28 16. Классный руководитель_________________________________ 29