СОГЛАСОВАНО Советом родителей МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от «21» мая 2021г. №4 СОГЛАСОВАНО Школьным ученическим самоуправлением МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от «24» мая 2021г. № 9 ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 30.08.2021 №11 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Д.Т. Доева» от 30.08. 2021г. № 263 Союза ПОЛОЖЕНИЕ об организации и порядке ведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением и их персонифицированном учёте Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым « Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д. Т. Доева» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года с изменениями на 31 июля 2020 года, Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 с изменениями на 24 апреля 2020 года, Семейным кодексом РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность общеобразовательных организаций с целью оперативного реагирования на негативные процессы в подростковой среде, выработки межведомственных мер социальной профилактики и организации индивидуальной и групповой профилактической работы с несовершеннолетними, выявления негативных наклонностей среди обучающихся. Настоящее Положение определяет порядок индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением, в том числе их персонифицированного учета в Учреждении. 2. Категории лиц, подлежащих внесению в «Группу риска». 2.1.Внесению в « Группу риска» подлежат несовершеннолетние: 2.1.1. у которых по результатам социально-психологического тестирования выявлены высокие показатели враждебности, агрессивности, суицидальных намерений; 2.1.2. пассивные, замкнутые, внешне благополучные, мало контактирующие со школьным социумом, имеющие трудности в межличностных взаимоотношениях в школьном коллективе, подверженные влиянию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, зависимые от соцсетей, интернетсообществ; 2.1.3. гиперактивные дети и подростки, склонные к нарушению дисциплины, правил для обучающихся. 1 3. Порядок внесения обучающихся в «Группу риска» и снятие с учета «Группы риска». 3.1. Внесение обучающихся в « Группу риска» носит профилактический характер. 3.2.Внесение обучающихся в «Группу риска» осуществляется через решение Совета профилактики. 3.3.Педагог-психолог Учреждения проводят тестирование обучающихся с использованием следующего инструментария: социометрия, опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой, диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей), рекомендованные для использования ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования». 3.4.При проведении повторного социально - психологического тестирования с несовершеннолетними, в случае подтверждения у несовершеннолетнего признаков враждебности, цинизма, агрессии, суицидальных намерений, данный несовершеннолетний вносится в «Группу риска». 3.5.Основанием постановки категории лиц является представление педагога – психолога. 3.5.1.Педагог -психолог информирует родителей (законных представителей) обучающегося о Совете профилактики, постановке на учет и организации индивидуальной коррекционной работы с несовершеннолетним в соответствии с индивидуальным планом коррекции (далее ИПК). 3.5.2. На каждого обучающегося, поставленного на учет в «группу риска», оформляются социально-психологическая характеристика и ИПК. 2.1. С учета «Группы риска» снимаются обучающиеся: - завершившие обучение в образовательном учреждении; - сменившие место жительства и перешедшие в другие образовательные учреждения; - перешедшие в другое образовательное учреждение; -в связи с отсутствием оснований, явившихся причиной для постановки на учет «группы риска», по результатам коррекционной работы. 4. Организация профилактических мероприятий по результатам тестирования с обучающимися, выявленными с выраженными признаками враждебности, сформированности суицидальных намерений, трудностями в межличностных взаимоотношениях в коллективе 4.1.По результатам тестирования с обучающимися, выявленными с выраженными признаками враждебности, сформированности суицидальных намерений, трудностями в межличностных взаимоотношениях в коллективе в Учреждении организуются профилактические мероприятия: - индивидуальная работа педагога-психолога, а также классных руководителей с обучающимися, имеющими высокий уровень агрессивности, враждебности, суицидальных намерений, с обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию. - проведение мероприятий, направленных на повышение групповой сплоченности классных коллективов; вовлечение во внеурочную деятельность обучающихся с низким социометрическим статусом. - постоянное обновление информации на стендах Учреждения о том, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь: служба экстренной психологической помощи - «Телефон доверия» и т.д. - проведение профилактических бесед, лекций с обучающимися, их родителями, направленных на формирование привычек и навыков здорового образа жизни. - проведение коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятий с обучающимися «Группы риска», с признаками аддиктивного и девиантного поведения; - тренинги групповой сплоченности в классных коллективах и по профилактике суицидального поведения учащихся; - разработка индивидуальных планов профилактической работы для обучающихся с выявленными признаки скрытого неблагополучия; 2 - психологическая помощь обучающимся в профессиональном самоопределении и профориентации; - разработка памяток для родителей. «Наш подросток в виртуальном мире: трудности и риски», «Роль семьи и развитие морально- нравственных качеств учащихся», «Признаки аддиктивного поведения подростка» и пр. 5. Обеспечение индивидуальной работы по результатам тестирования с обучающимися педагога-психолога и классных руководителей. 5.1. По результатам тестирования педагог-психолог и классные руководители при проведении индивидуальной работы с обучающимися обеспечивают: выявление социально-психологических причин враждебности, агрессивности, возникновения суицидальных намерений, оказание помощи в формировании у подростков позитивного образа себя и мира в целом, в формировании образа Я-успешный, компетентный; развитие умения вести конструктивный диалог и сотрудничать; оказание помощи в устранении негативных аффективных реакций, обучение экологичным способам выражения негативных эмоций; формирование жизненных ценностей и смысла жизни; оказывание помощи в преодолении негативных установок и агрессивных форм поведения в классном коллективе; развитие рефлексивных умений учеников, формирование навыков самоконтроля и адекватной самооценки; проведение профилактических бесед; знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье; уделять внимание ученикам с низким социометрическим статусом, повышенным уровнем проявления враждебности, агрессивности и др.; привлечение обучающихся с низким социометрическим статусом, повышенным уровнем проявления враждебности, агрессивности и др. к активной работе в классе, к участию в разных мероприятиях; предоставление списков несовершеннолетних выявленных с признаками скрытого неблагополучия подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел для организации и выработке единого подхода по установлению за обучающимися данной категории усиленного педагогического контроля и очевидного наблюдения в период всего учебного года. 6. Порядок взаимодействия Учреждения с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних системы 6.1. Учреждение предоставляет список несовершеннолетних «Группы риска», выявленных с признаками скрытого неблагополучия, подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел для организации и выработке единого подхода по установлению за учащимися данной категории усиленного педагогического контроля и очевидного наблюдения в период всего учебного года. 6.2. Учреждение рекомендует родителям (законным представителям) несовершеннолетнего, внесённого в «Группу риска» при необходимости обратиться в учреждения здравоохранения для получения консультаций или медицинской специализированной помощи. 6.3. Учреждение привлекает органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних к организации проведения профилактических мероприятий, дополнительной занятости несовершеннолетних, внесённых в «Группу риска». 3 7. Заключительные положения. 7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, согласовывается школьным ученическим самоуправлением, Советом родителей, принимается педагогическим советом, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора Учреждения. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 4