ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2021 ГОД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Керчи Республики Крым
«Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д. Т. Доева»
СОГЛАСОВАНА
Советом родителей МБОУ
г. Керчи РК «Школа № 26 имени
Героя Советского Союза Д.Т. Доева»
протокол от «28» августа 2021г. № 6

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени
Героя Советского Союза Д.Т. Доева»
протокол от 30.08.2021 №11
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ г. Керчи РК
«Школа №26 имени Героя Советского
Д.Т. Доева»
от 30.08. 2021г. № 259

Союза

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Принципы реализации дополнительного образования

Страницы
1-5
5
5-6

2. Содержательный радел:
2.1. Содержание дополнительного образования
2.2. Условия развития системы дополнительного образования
2.3. Планируемые результаты освоения программы
2.4. Контрольно- оценочные средства
2.6. Методические материалы
3. Организационный раздел:
3.1. Учебный план
3.2. Календарный учебный график
4. Список литературы
Приложение

6-9
9-11
11
11-13
13
13
13
14
15-28

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительное образование - это процесс свободно избранного ребенком освоения
знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение
интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и
культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции
модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение
системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей,
способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и
молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая
структура, которая:
-максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
-обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и личностную значимость
обучающихся;
-дает шанс каждому открыть себя как личность,
-предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в
индивидуальном темпе;
-налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования напринципах
реального гуманизма;
2

-активно использует возможности окружающей социокультурной среды,
-побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;
-обеспечивает
оптимальное
соотношение
управления
и
самоуправления
в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ г. Керчи РК «Школа
№ 26 имени Героя Советского Союза Д. Т. Доева» по дополнительным образовательным
общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативноправовых документов:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021);
-Федеральный Закон от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся»;
-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. №196;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 об утверждении «Санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
-Уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность общеобразовательных организаций.

Актуальность программы
Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура,
которая:
-максимально
приспособлена
к
запросам
и
потребностям
обучающихся;
-обеспечивает психологический комфорт для обучающихся и их личностную значимость;
-дает шанс каждому обучающемуся открыть себя как личность;
-предоставляет школьнику возможность творческого развития по силам, интересам и в
индивидуальном темпе;
-налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах
реального гуманизма;
-активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной среды;
-побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу;
-обеспечивает
оптимальное
соотношение
управления
и
самоуправления
в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более
эффективно решать такие проблемы как:
- проблемы занятости детей в пространстве свободного времени;
-организация
целесообразной
деятельности
ребёнка
по
саморазвитию
и
самосовершенствованию;
3

- овладение навыками учебной деятельности, развитие познавательной активности;
- углубление знаний и развитие межпредметных связей, построение целостной картины мира в
его мировоззрении;
- формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими;
-формирование ответственности.
Дополнительное
образование
обладает
большими
возможностями
для
совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать
потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных
знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и
индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить
свои
индивидуальные
познавательные,
эстетические
и
творческие
запросы.
Дополнительное
образование
детейнеобходимое
звено
в
воспитании
и
образовании многогранной личности, в ранней профессиональной ориентации. Ценность
дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего
образования и помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и
знаний обучающихся, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование
создает юному человеку условия для полноценного проживания поры детства. Школьное
дополнительное образование способствует возникновению у обучающихся потребности в
саморазвитии, формирует у них готовность и привычку к творческой деятельности, повышает
его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость
обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию
самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного
проведения досуга, позволяет формировать практические навыки здорового образа жизни,
умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей и
подростков в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива,
укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического
климата в ней. Одно только базовое образование не в состоянии решить проблему жизненной
личностной ориентированности. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности
дополнительного образования, благодаря которому каждый обучающийся действительно
получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой
собственный образовательный путь. В связи с неоднородностью контингента обучающихся в
социокультурном плане основной акцент учебно – воспитательной работы в школе ставится на
создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию индивидуальных
способностей обучающихся, воспитанию физически здоровой, толерантной, функционально
грамотной личности, умеющей работать с информацией, способной ориентироваться в мире
профессий и осознанно выбирать профессию, обеспечив в дальнейшем достойное
существование себе и своей семье.
В школе созданы необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей и
интересов детей:
-преподавательский состав в блоке дополнительного образования обладает соответствующей
профессиональной компетентностью;
-содержание блока дополнительного образования определяется дополнительными
общеобразовательными общеразвивающими рабочими программами следующих
направленностей:
-физкультурно-спортивной;
-художественной;
-социально-гумантарной;
-технической.
-дополнительная образовательная деятельность осуществляется на бесплатной и платной
основе, что обеспечивает ее доступность.
1.2. Цели и задачи программы.
Цели:
- методическое сопровождение различных сфер деятельности педагогов
дополнительного образования для эффективного использования перспективных форм работы с
детьми и повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного
образования;
4

- формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья,
организация их свободного времени;
-обеспечение прав личности на развитие и самореализацию, расширение возможностей для
удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей. Эти цель реализуется на основе
введения в процесс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
определяется в рамках следующих направленностей: технической, физкультурно-спортивной,
художественной, социально-гуманитарной и внедрения современных методик обучения и
воспитания детей их умений и навыков.
Задачи:
-формирование условий для создания единого образовательного пространства
-изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании;
- увеличение охвата детей услугами дополнительного образования;
-создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного
образования максимального количества обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с
OB3, детей- инвалидов, опекаемых детей, детей из малообеспеченных семей, детей,
находящихся на персонифицированном учете;
-расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для
наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по
интересам;
-создание условия для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей
большего числа учащихся младшего, среднего и старшего возраста;
-определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с
обучающимися с учетом их возраста и интересов;
-развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта;
-создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных
ценностей;
-воспитание гражданско- патриотических качеств, уважения к истории, культуре своего и
других народов и ориентация в информационном пространстве;
-сохранение психического и физического здоровья обучающихся;
-выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся, проявивших выдающиеся
способности;
-социализировать и адаптировать обучающихся к жизни в обществе;
-предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную занятость
подростков, состоящих на внутиришкольном учёте и в «Группе риска»;
-формирование общей культуры обучающихся.
1.3.Принципы реализации дополнительного образования
Деятельность школы по дополнительному образованию детей строится на следующих
принципах:
Природосообразности: Принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем
воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с
природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Гуманизма: Через систему мероприятий (дел, акций) обучающихся, включаются в различные
виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Демократии: Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений
культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных
условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его
творческих и образовательныхпотребностей.
Творческого развития личности: Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни,
роли в спектакле, спортивная игра и т.д.)
Свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: Свобода выбора
объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают
дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста.
Дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося:
существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество
5

обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята
могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересы других. Перечисленные позиции составляют концептуальную
основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам
гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на
самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на
его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Функции дополнительного образования.
-Образовательная – обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам, получение им новых знаний.
-Воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения,
формирование в школе культурной среды, определение четких нравственных ориентиров,
ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре.
-Информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации, из
которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить.
-Коммуникативная – расширение возможностей, круга делового и дружеского общения
ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время.
-Рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка.
-Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам
деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка.
-Интеграционная – создание единого образовательного пространства школы.
-Компенсаторная – освоение учащимся новых направлений деятельности, углубляющих и
дополняющих основное образование и создающих эмоционально значимый фон освоения
содержания общего образования.
-Социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни.
-Самореализация – самоопределение учащегося в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
II Содержательный раздел.
2.1. Содержание дополнительного образования
Дополнительное образование в МБОУ г. Керчи РК « Школа № 26 имени Героя Советского
Союза Д. Т. Доева» представлено следующими направленностями:
-физкультурно-спортивная;
-художественная;
-социально-гумантарная;
-техническая.
Используемые методы организации образовательной деятельности в системе
дополнительного образования школы:
 практические (упражнения, самостоятельные задания);
 наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения);
 демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений);
 дидактические (использование обучающих пособий);
 иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и
периодической печати);
 словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение);
 игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников);
 ассоциативные (основаны на ассоциациях - высших корковых функций головного мозга);
 технологические (использование различных педагогических технологий в организации
работы с детьми);
 репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей
функции памяти). Используются при повторении, закреплении;
6

объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном фактическом
материале);
 проблемные (проблемная ситуация);
 частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка
отдельных проблемных вопросов);
 исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания).
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Виды занятий:
Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
Конкурс
Фестиваль
Соревнование
Экскурсия
Концерт
Выставка
Викторина
Военно-спортивные игры и т.д.


2.1.1.Физкультурно-спортивная направленность.
Целью физкультурно-спортивного направления дополнительного образования является
воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование
потребности здорового образа жизни.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- создание условий для развития физической активности обучающихся с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;
- укрепление здоровья обучающихся;
- организация межличностного взаимодействия обучающихся на принципах ycпexa.
Формы проведения занятий:
• групповые;
• учебные занятия, тренировки;
• открытые занятия;
• занятия-игры;
• участие в соревнованиях и турнирах.
Реализуемые программы: физкультурно-спортивная направленность в школе представлена
дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами: «Самбо»,
«Теннис», «Юный стрелок».

2.1.2. Художественная направленность.
Целью дополнительного образования художественной направленности является:
нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе
дополнительного образования.
В ходе достижения этой цели задачами объединений являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости и
удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей;
-воспитание и развитие понимающего, умного воспитанного театрального зрителя,
обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением;
-раскрытие и развитие творческого потенциала ребенка, интереса и отзывчивости к искусству
театра и актерской деятельности;
7

-формирование у обучающихся навыков коллективного взаимодействия и общения, прививать
интерес к мировой художественной культуре через театр и изобразительное искусство.
- развитие эстетического восприятия произведений живописи, произведений искусства,
природы;
-способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения
профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе;
- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
Формы проведения занятий:
 групповые;
• учебные занятия;
• показательные занятия;
• литературно-музыкальные композиции;
 инсценировки;
• выставки;
• фестивали;
• конкурсы.
Реализуемые программы: художественная направленность в школе представлена
дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами: « Ассорти»,
«Акварель».
2.1.3. Техническая направленность.
Целью дополнительного образования технической направленности является развитие
интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию,
учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических
умений, творческих способностей талантливой молодёжи.
Задачи:
- развитие
познавательного
интереса
к
техническому
моделированию,
конструированию и черчению;
- обучение владению инструментами и приспособлениями, технической
терминологией;
- ознакомление с историей развития техники и современными достижениями;
-обучение умению строить простейшие настольные модели.
- развитие технического, объемного, пространственного, логического и
креативного мышления;
- развитие конструкторских способностей, изобретательности и потребности в творческой
деятельности.
Формы проведения занятий:
 групповые;
• учебные занятия;
• показательные занятия;
• выставки;
• конкурсы.
Реализуемые
программы:
техническая
направленность
в
школе
представлена
дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами: «Юный техник»,
«Модистка».
2.1.4. Социально-гуманитарная направленность.
Целью дополнительного образования социально- гуманитарной направленности является - это
формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе
формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности.
Дополнительное образование социально- гуманитарной направленности ориентировано на:
формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию
общественно-полезной деятельности, а таже познание мотивов своего поведения, изучение
способов самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена
общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе.
8

В ходе достижения этой цели задачами объединений являются:
-развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к
жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и
обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно
адаптироваться в изменяющемся мире;
- развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение
работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности
принимать решения, социального проектирования и др.); «современной грамотности» (базовые
умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических
условиях (финансовая, правовая, информационная и др.));
развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность,
инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование,
эмпатийность, мотивации достижений и др.);
- развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу
профессий «человек – человек»).
Формы проведения занятий:

массовые: акция, ключевые общешкольные дела, игровые программы,
мастер-класс, круглый стол, тренинг, конференция;

групповые: беседа, деловая и ролевая игра, диспут, мозговой штурм, практическая
творческая групповая работа, семинар;

индивидуальные: диагностика, индивидуальная беседа, самостоятельная творческая
работа, консультация, репетиция.
Реализуемые программы: социально-гуманитарная направленность в школе представлена
дополнительными общеобразовательными общеразвивающей программой «Твори добро».
2.2.
Условия
развития
системы
дополнительного
образования
детей
в
общеобразовательном учреждении
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения
целого ряда задач организационного, кадрового, материальнотехнического, программнометодического, психологического характера.
Организационно-педагогические
условия
направлены
на
развитие
системы
дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию единого
воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется
социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей
(законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности
Учреждения, его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно призвано
решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного
и дополнительного образования детей.
Занятиями по дополнительным образовательным общеразвивающим программам могут
быть охвачены дети в возрасте от 9 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или
нескольких группах. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного
направления.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается согласно
календарного графика.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в
зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды занятий
по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции,
практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы,
9

концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и
учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием
программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Периодичность
и продолжительность занятий определяется содержанием программы.
Прием обучающихся в объединения дополнительного образования осуществляется на
основе свободного выбора дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
обучающимися. Зачисление в объединение осуществляется на срок, предусмотренный для
освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Приём
производится на основании:
- письменного заявления поступающего, достигшего 14 - летнего возраста ( по
согласованию с родителями( законными представителями);
- письменного заявления родителей (законных представителей) или родителей (законных
представителей) поступающих, не достигших 14-летнего возраста.
Формирование групп осуществляется до 05 сентября.
Кадровые условия.
Руководителями объединений дополнительного образования являются педагоги школы. Все
педагогические работники имеют возможность профессионального роста, постоянное
совершенствование профессионализма, развитие мастерства и формирование новых навыков
педагогической деятельности через повышение квалификации.
Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного образования с
учителями-предметниками, классными руководителями: совместное обсуждениеволнующих
всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных, общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в школе и, в
частности, в ее блоке дополнительного образования
детей. Об успехах в области дополнительного образования должны знать все
обучающиеся, учителя, родители и гордиться ими не меньше, чем успехами в учебе.
Материально-технические условия.
Обеспечивают:
-возможность достижения обучающимися определенных результатов;
-соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований пожарной и электробезопасности,
охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников.
Кабинеты школы оборудованы наборами мебели для обучающихся,школьными досками,
интерактивными досками, мультимедийными системами, плазменными панелями- мониторами,
обеспечивающими информационную среду для наглядной деятельности. Имеется выход в сеть
Интернет. Кабинеты используются для проведения занятий социально- гуманитарной
направленности.
Для занятий по художественной направленности имеется актовый зал.
Актовый зал имеет оборудование для проведения массовых мероприятий: микрофоны,
усилитель, микшер, колонки, мультимедийный проектор, ноутбук.
Для занятий физкультурно- спортивной направленности имеются спортивный зал, стадион и
школьный тир. Спортивный включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи
баскетбольные, мячи футбольные, мячи теннисные скакалки, сетка волейбольная, гранаты для
метания,гири, гантели, маты, канат, скамейки, а также спортивные комплексы для лазания,
подтягивания.
В школьном тире оборудован учебный класс с набором мебели для обучающихся, школьной
доской и зал для стрельбы, в котором имеются: винтовки пневматические, сейф для хранения
оружия, пульки для стрельбы из пневматического оружия, мишени бумажные (различные),
подставки ростовые, стол для разборки, сборки учебного автомата.
Для занятий технической направленности используются:
- учебный класс для девочек с набором мебели, мультимедийной системой, ноутбуком,
школьной доской бытовыми швейными машинами, учебно- методическими пособиями.
- мастерская для мальчиков с набором мебели, набором инструментов, школьная доска, ноутбук.

10

2.3. Планируемые результаты освоения программы
Одним
из
ключевых
элементов
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения
обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок
освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную основу
программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося,
которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации
дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные
и личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при
решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают
способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими
компонентами:
мотивационноценностными(потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании,
мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания, рефлексия
деятельности);
эмоционально-волевыми
(уровень
притязаний,
самооценка,
эмоциональноеотношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых
действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их
применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и
практические умения, предусмотренные программой.
2.4. Дополнительные образовательные общеразвивающие
программы кружков по
направленностям.
Оформлены в виде приложений к данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе.
2.5. Контрольно-оценочные средства.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер.
Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки
и познавательных интересов в дополнительном образовании, а также возможности
диагностировать мотивацию достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам промежуточная аттестация
проводится в формах, определенных учебным планом (участие в спортивных
соревнованиях, творческих конкурсах, научно-практических, исследовательских
конференциях и других мероприятиях различного уровня; выставки творческих работ).

Каждый обучающийся, посещающий секции дополнительного образования, будет
участвовать во всевозможных конкурсах, фестивалях, праздничных концертах,
проводимых в школе, городе, республике. При эффективной работе дополнительного
образования будет достигнута высокая результативность в конкурсных программах.
Полученными дипломами, грамотами, сертификатами, похвальными грамотами и
благодарственными письмами обучающиеся пополнят портфолио.

Вид контроля

Формы контроля

Срок контроля
11

Промежуточный

Итоговый

Зачет, открытое занятие,
олимпиада, конкурс « Крым в
сердце, опрос, викторина,
мини- выставка творческих
работ, защита творческой
работы, сдача нормативов,
конференция,
групповой или
индивидуальный проект,
участие в школьных,
городских, республиканских
мероприятиях, День учителя
Декабрь-январь
День народного единства,
День Конституции,
Рождество, Новый год и др.;
военно- спортивная игра
«Зарница», участие
предметных в олимпиадах
различного уровня, участие в
физкультурных мероприятиях,
военизированных праздниках,
участие в сдаче комплекса
ГТО, участие в ключевых
общешкольных делах.
Зачет, открытое итоговое
занятие, показ творческих
работ, праздник,
инсценировка, литературномузыкальная композиция,
соревнование, турнир, сдача
нормативов, викторина,
выставка творческих работ,
конкурс, групповой или
индивидуальный проект,
выставление почетного
караула к памятным датам
Май
воинской славы, участие в
соревнованиях школьного,
муниципального,
республиканского уровней
(«Президентские игры»,
«Президентские состязания»,
эстафеты «Весёлые старты»,
участие в ключевых
общешкольных делах

Основные требования при выборе формы контроля: форма контроля должна
быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и
чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь
определенного успеха.
Контрольно-оценочные средства
в содержание
общеразвивающих программ по направленностям.

дополнительных

образовательной

12

2.6. Методические материалы
Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного
концептуального программно-методического обеспечения деятельности, как всего блока
дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения.
При реализации программы каждый педагог дополнительного образования формирует,
накапливает и систематизирует нормативную, учебно -методическую документацию, средства
обучения и контроля, необходимые для последующей работы, знакомится с передовым опытом
коллег других образовательных учреждений. Основу методических материалов у педагогов
составляют: разработки планов занятий, дидактических пособий, тематические подборки
материалов, текстов сценариев, аудио- и видеоматериалов.
III Организационный раздел
3.1. Учебный план
Учебный план МБОУ г. Керчи РК « Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов
учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы
промежуточной аттестации обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цели:
-становление и развитие успешной социально-адаптированной личности в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности, неповторимости путем эффективного использования ресурсов
образовательной организации и ее социальных партнеров.
-обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок,
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями
и возможностями
обучающихся, индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья.
Задачи:
-дальнейшее становление и формирование личности обучающегося;
-развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся;
-формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе;
-индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования;
- подготовка учащегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору,
продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Учебный план является
приложением к ДООП. (Приложение к ДООП 1.)
3.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график МБОУ г. Керчи РК « Школа № 26 имени Героя Советского
Союза Д.Т. Доева» составлен с учетом мнений участников образовательных отношений, учетом
региональных и этнокультурных традиций, с учетом плановых мероприятий учреждений
культуры Республики Крым и определяет чередование учебной деятельности (урочной и
внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных
целей (каникул) по календарным периодам учебного года:
-даты начала и окончания учебного года;
-продолжительность учебного года, четвертей, полугодий;
-сроки и продолжительность каникул;
-сроки проведения промежуточных аттестаций.
-При составлении календарного учебного графика учитывалась триместровая система
организации учебного года.
Календарный учебный график и режим работы Учреждения разрабатывается на каждый
учебный год и является приложением к ДООП. (Приложение к ДООП 2.)
Список литературы
13

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. –
24 с.
2. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования / З.А.
Каргина. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 96 с.
3. Щетинская А.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: Учеб.
пособие (гриф УМО) / А.И. Щетинская, О.Г. Тавстуха, М.И. Болотова. – Оренбург, 2006. – 404
с.
4.Белибихина Н.А. Организация дополнительного образования в школе: планирование,
программы, разработки занятий / Н.А. Белибихина, Л.А. Королёва. – Волгоград: Учитель, 2009.
– 199 с.
5. Белякова Т.С. Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности
педагога дополнительного образования // Научное мнение, 2011. – №
6. – С. 76-83. 6. Бондаренко А.М. Проектная деятельность – запуск механизма развития
личности ребёнка //Эксперимент и инновации в школе, 2011. – №3. – С. 79-80.
7. Буйлова, Л.Н. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы / Л.Н. Буйлова, Г.П.
Буданова. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с.
8. Буйлова Л.Н. Механизм разработки авторской образовательной программы / Л.Н. Буйлова,
Н.В. Кленова
9. – С. 3-9. 13. Голованов В.П. Разработка механизма оценки дополнительной образовательной
программы // Бюллетень: региональный опыт развития воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи. – 2009. – № 4. – С. 15-23.

Приложение к ДООП 1

Учебный план на 2021/2022учебный год
Название
кружка,
секции
«Теннис»
«Юный
стрелок»
«Самбо»

Направленность Классы Группы Кол- Часов Количество ФИО учителя
во
на 1
часов в
детей группу неделю
1-я
15
1
2 часа
Физкультурно4-10
Триполюков
И. С.
2-я
15
1
спортивная
1-я
15
2
4 часа
10-11
Фомин Д. Д.
2-я
15
2
1-я
15
2
6 часов
4-7
Суховаров А.
А.
2-я
15
2
14

«Ассорти»

Художественная 5-8

5-7
«Акварель»

«Твори добро»
«Юный
техник»

Социальногумантарная

6-9

Техническая

5-7

5-10

«Модистка»

8 объединений

3-я
1-я
2-я
3-я
1-я
2-я
3-я
1-я
2-я
3-я
1-я

15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

2-я

15

2

1-я

15

1

2-я

15

1

20

300

27

3 часа

3 часа

Максимовских
О. В.
Шмайхиль С.
В.

3 часа

Кузнецова Я.
А.

4 часа

Дрёмин В. Н.

2 часа

Горьковенко
Л. Н.

27 часов

8 педагогов

Приложение к ДООП 2

Календарный учебный график

Направленность
Физкультурноспортивная

Программы
«Теннис»
«Юный
стрелок»

Срок реализации
1 год обучения
(стартовый
уровень)
1 год обучения
(стартовый

Количество
часов в
неделю

Количество
часов в год

Количество
учебных
недель

2 часа

68часов

34

4 часа

136 часов

34
15

уровень)
1 год обучения
(стартовый
уровень)

«Самбо»

Итого по направленности:
1 год обучения
(стартовый
уровень)
1 год обучения
(стартовый
уровень)

«Ассорти»
Художественная
« Акварель»

Итого по направленности:
Социальногумантарная

«Твори добро»

1 год обучения
(стартовый
уровень)

Итого по направленности:

Техническая

6 часов

204часа

34

112 часов

408 часов

34

3 часа

102 часа

34

3 часа

102 часа

34

6 часов

204 часа

34

3 часа

34

102 часа

3 часа

102 часа

34

«Юный
техник»

1 год обучения
(стартовый
уровень)

4 часа

136 часов

34

«Модистка»

1 год обучения
(стартовый
уровень)

2 часа

68часов

34

6 часов
27часов

204 часа
918 часов

34
34

Итого по направленности:
ВСЕГО:
8
1 учебный год

Приложение к ДООП 3

Содержание рабочих дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
Физкультурно-спортивная направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Самбо»
Программа познакомит детей с историей самбо. Направлена на привитие интереса к
регулярным занятиям физкультурой и спортом, развитие простейших двигательных навыков,
обучение основам техники борьбы: приемам безопасного падения (страховке и
самостраховке), простейшим акробатическим элементам, выполнению бросков и приёмов
борьбы в партере (удержания, перевороты, болевые приёмы) несопротивляющегося противника,
16

а также с правилами безопасности при проведении тренировок и привитию необходимых
на занятиях гигиенических навыков. Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью
учебно-тренировочного процесса. Основу программы составляет развитие общих и
специальных физических качеств. Именно их уровень развития на разных этапах спортивной
тренировки позволяет достигать необходимый результат.
Цель реализации программы: разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья,
воспитание гармоничной, социально-активной личности по средствам обучения борьбе самбо.
У обучающихся сформируются:





физические качества;
навыки здорового образа жизни;
морально-волевые качества;
навыки межличностного общения.

Воспитывает у обучающихся:










чувство ответственности перед коллективом;
сознательное и добросовестное отношения к своим обязанностям;
организованность и дисциплину;
уважение к старшим;
четкую организацию своих действий;
требовательность и ответственность;
соблюдение норм поведения на занятиях, в школе и в быту;
самообладание, внимательность и самостоятельность;
коллективизм.

Ожидаемые результаты:










приобретение устойчивого интереса к занятиям самбо;
положительная динамика уровня подготовленности в технике и тактике в соответствии с
индивидуальными особенностями;
динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств
воспитанников, укрепление здоровья;
освоение обучающимися системы знаний в области физической культуры и спорта;
устойчивость интереса, мотивации к занятиям самбо и к здоровому образу жизни;
сформированность нравственных, морально-волевых качеств личности, убеждений,
взглядов, идеалов;
уметь безошибочно выполнять броски и другие технические действия борьбы самбо;
иметь опыт участия в городских и республиканских соревнованиях;
развить физические качества (сила, быстрота, гибкость, ловкость).

Срок реализации программы-1год.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Теннис»
Программа направлена на содействие улучшению здоровья обучающихся и на обеспечение
нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую
подготовленность. Теннис позволяет развить координационные способности, выносливость,
силу, быстроту, гибкость и другие физические качества. Теннис учит преодолевать трудности,
постоянно самосовершенствоваться. Неоспоримо и оздоровительное значение тенниса как
средства активного отдыха и укрепления здоровья. Поэтому умело организованные занятия по
обучению игре в большой теннис могут быть мощным средством воспитания и укрепления
здоровья подрастающего поколения. Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех
сторон образовательно-воспитательного процесса. Программа учитывает возрастные
17

особенности детей, тем самым включает в себя научное обоснование эффективных средств и
методов физического воспитания. При таком подходе физическое воспитание способствует
сохранению и укреплению здоровья детей, улучшению их физического развития. Общение
педагога и обучающихся на занятиях позволяет лучше узнать воспитанника, его стремление,
способности, психологический тип, а, исходя из этого более точно подбирать и использовать
педагогические средства и методы. В программе предусматривается не только освоение объема
знаний, двигательных умений и навыков, но и развитие мышления занимающихся на основе
формирования умственных действий посредством анализа, синтеза, оценки обстановки. Данная
программа позволит обучающимся приобрести необходимые знания, умения, навыки для
самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и
гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах
жизни, а также воспитать навыки для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ
жизни.
Цель реализации программы: укрепление здоровья через организацию занятий по большому
теннису, формирование двигательной активности детей, создание условий для физического
развития детей с присущими ему взглядами, ориентациями, установками, мотивами
деятельности и поведения, формирование личности ребёнка под средством спортивных и
подвижных игр через включение их в совместную деятельность.
Обучающиеся научатся:
-

технике и тактике игры в большой теннис;

-

необходимым знаниям о здоровом образе жизни;

-

необходимым знания в области физической культуры и спорта.

Развивает у обучающихся:
-

физические качества обучающихся;

-

навыки здорового образа жизни;

-

морально-волевые качества;

-

навыки межличностного общения.

Воспитывает у обучающихся:
потребность и умение самостоятельно и систематически заниматься оздоровительными
физическими упражнениями и теннисом;
-

дисциплинированность, ответственность, выносливость;

-

культуру общения в коллективе, в команде.

Ожидаемые результаты:






укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни;
обобщение и углубление знаний об истории тенниса;
развитие умений работать в коллективе;
формирование у детей уверенности в своих силах;
самостоятельно контролировать технику выполнения элементов тенниса.
18

Срок реализации программы-1год.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
« Юный стрелок»
Программа предусматривает привлечение подростков к занятиям пулевой стрельбой для
подготовки к службе в Вооруженных Силах России. Для достижения высоких показателей и
победы на соревнованиях стрелку требуются многие разнообразные и весьма ценные для
любого человека качества. Стрелковый спорт воспитывает смелость, мужество, самообладание,
целеустремленность, трудолюбие, внимательность, самостоятельность. Теоретическая
подготовка знакомит обучающихся с правилами соревнований, с элементами производства
меткого выстрела, с необходимостью выполнения большого объема тренировок для достижения
высоких спортивно-технических результатов. Техническая подготовка ставит задачи: найти для
каждого занимающегося рациональную изготовку для производства точного выстрела, научить
его правильной работе мышц-сгибателей фаланг указательного пальца, нажимающего на
спусковой крючок оружия. В конце подготовительного периода проводятся занятия в условиях,
приближенных к соревнованиям. Физическая подготовка необходима для повышения
функциональных возможностей организма, для всестороннего гармоничного развития стрелкаспортсмена.
Психологическая и тактическая подготовка проходит в процессе всего обучения. Постепенно, от
занятия к занятию, обучающиеся проходят все более сложный материал, что развивает
мышление, способствует проявлению волевых качеств, помогает добиваться поставленной цели.
Приобретенные обучающимися знания, хорошая техническая и физическая подготовка делают
их более уверенными в своих действиях. Всесторонняя подготовка поможет обучающимся в
дальнейшем принимать более правильные решения в условиях соревнований.
Цель реализации программы: формировать у обучающихся наиболее полные знания и
представления об истории и возникновения стрелкового спорта; научить учащихся владеть
пневматическим оружием; совершенствовать разностороннее развитие учащихся для их
готовности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; организованное
проведение свободного времени, досуга; пропаганда здорового образа жизни.
У обучающихся сформируются:
-

физические качества;

-

навыки здорового образа жизни;

-

морально-волевые качества;

-

навыки межличностного общения.

Воспитывает у обучающихся:
- чувство ответственности перед коллективом;
-сознательное и добросовестное отношения к своим обязанностям;
- организованность и дисциплину;
-уважение к старшим;
- четкая организацию своих действий;
-требовательность и ответственность;
19

- соблюдение норм поведения на занятиях, в школе и в быту;
-самообладание, внимательность и самостоятельность;
-коллективизм.

Ожидаемые результаты:
-выполнять стрелковые упражнения из положения, стоя, лежа и сидя;
-занимать правильное положение при изготовке к стрельбе и при стрельбе;
- определять дальность до цели, направление и силу ветра;
- выполнять специальные действия способствующие уравновешиванию дыхания и пульса;
-осознанно относиться к своему здоровью, наблюдать, анализировать и запоминать;
-применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
-проявлять волевые качества спортсмена-стрелка;
- анализировать свои действия в процессе работы, сравнивая его с действиями других
обучающихся;
- выполнять упражнения по стрельбе из пневматического оружия из разных положений (сидя,
стоя, лежа, с колена) с результатом не ниже 35 очков.
Срок реализации программы-1 год
Художественная направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ассорти»
Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся,
художественных способностей и склонностей, предусматривая возможность творческого
самовыражения, творческой импровизации.
Программа направлена на воспитание жизненно адаптированного человека психологически
готового к различным стрессовым ситуациям и призвана дать обучающимся начальные
представления о театре, познакомить детей с различными объектами театрального искусства:
сценическая речью, движением, элементы актерского мастерства.
Способствует воспитанию и развитию понимающего, умного воспитанного театрального
зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным
мнением, активизацию познавательный интереса к театру через исследовательскую
деятельность. В ходе реализации программы дети смогут самостоятельно вести творческий
поиск, учиться общаться со зрительской аудиторией общаться со зрительской
аудиторией, приобретут навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом,
совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов. Программа
призвана дать обучающимся начальные представления о театре, познакомить детей с
различными объектами театрального искусства: сценическая речью, движением, элементы
20

актерского мастерства. Программа направлена на воспитание и развитие понимающего, умного
воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми
знаниями, собственным мнением, активизацию познавательный интереса к театру через
исследовательскую деятельность. В ходе реализации программы дети смогут самостоятельно
вести творческий поиск, учиться общаться со зрительской аудиторией общаться со зрительской
аудиторией.
Цель реализации программы:
Воспитание и развитие понимающего, умного воспитанного театрального зрителя, обладающего
художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. раскрытие и
развитие творческого потенциала ребенка, интереса и отзывчивости к искусству театра и
актерской деятельности. Формирование у обучающихся навыков коллективного взаимодействия
и общения, прививать интерес к мировой художественной культуре через театр.
Развивает у обучающихся:






наблюдательность, внимание, познавательную активность и интерес к творческой
деятельности;
познавательный интерес к театру через исследовательскую деятельность;
речевое дыхание, четкую дикцию, разнообразную интонацию через игры и упражнения;
физические возможности тела, свободу в обращении с телом; легкость, подвижность,
пластику, воображение, фантазию;
умения
анализировать
и
синтезировать
свои
ощущения;
природную одаренность каждого ребенка.

Воспитывает у обучающихся:





эмоциональную отзывчивость на художественный замысел и восприятие сценических
событий;
интерес к театральному искусству;
пластическую культуру тела;
способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

Обучающиеся узнают:






что такое театр;
чем отличается театр от других видов искусств;
с чего зародился театр;
какие виды театров существуют;
кто создаёт театральные полотна (спектакли).





элементарные технические средства сцены;
об оформлении сцены;
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Обучающиеся научатся:








направлять свою фантазию по заданному руслу;
образно мыслить;
концентрировать внимание;
ощущать себя в сценическом пространстве;
общения с партнером;
элементарному актёрскому мастерству;
образному восприятию окружающего мира;
21



адекватному и образному реагированию на внешние раздражители.

Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы обучающиеся:
-избавятся от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны";
-приобретут общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру,
ответственность перед коллективом, повысят духовно-нравственную культуру, через
выдающиеся произведения русских писателей, их жизнь и творчество;
-приобретут навыки самостоятельной деятельности, самообразования навыков дикции, мимики,
пластики, умения правильно пользоваться русским языком.
Срок реализации программы-1 год.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Акварель»
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного
образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами
художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих
способностей ребенка. Занятия различными видами изобразительной деятельности
способствуют самовыражению обучающихся, развитию его творческих способностей и
обогащению его представлений об окружающей действительности.
Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению
художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий.
На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как
личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений, увидеть и
оценить свои работы, ощутить радость успеха. увидеть результат своего труда, получить
положительные эмоции.
Цель реализации программы: формирование базовых компетенций в области
изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и
условий для их социализации в будущей жизни.
Это определило следующие задачи программы:
Обучающиеся научатся:
 базовым компетенциям в области изобразительной деятельности;
 изобразительной грамоте;
 практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
 первичным знаниям о мире пластических искусств (изобразительном, декоративноприкладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;
 умениям изобразительной деятельности в части исполнения творческого продукта
разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению, по воображению);
 элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
Развивает у обучающихся:
 способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного
искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
 потребность активного участия в культурной жизни.
Воспитывает у обучающихся:
22

 эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного
искусства;
 нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине,
уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
 коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.
Ожидаемые результаты освоения программы является повышение уровня исполнения
воспитанниками работ в технике живописи, рисунка и декоративных поделок, развитие
творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования, в знании
основ изобразительной грамоты, в освоении образовательных нормативов:
- овладеют первичных представлениями о видах художественной деятельности;
- приобретут первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров
искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
- разовьют свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
-разовьют фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
- приобретут знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.
- освоят основы с использованием различных художественных материалов;
- освоят выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических
(гуашь, акварель, пастель, карандаши);
- научатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных
произведениях выдающихся художников, научатся использовать художественные термины и
понятия;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;
- приобретут первичные навыки изображения предметного мира, растений, животных, человека.
Срок реализации программы-1 год
Техническая направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный техник»
Программа направлена на развитие воображения, фантазии, технического мышления,
конструкторских способностей. В процессе обучения дети познакомятся с историей и
современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества, научится владеть
различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, навыкам
конструирования различных изделий и умениям разрабатывать чертежи и технологические
карты будущих изделий и «читать» их. В ходе реализации программы у обучающихся
развивается логическое мышление, творческое воображение, появляется интерес к технике.
Обучающиеся смогут создавать оригинальные произведения декоративно-прикладного
творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов
коллектива.
Цель реализации программы: воспитание личности творца, способного осуществлять свои
творческие замыслы в области технического творчества и моделирования. Формирование у
обучающихся
устойчивых
систематических
потребностей
к
саморазвитию,
самосовершенствованию и самоопределению. Развитие природных задатков и способностей,
помогающих достижению успеха.
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

23

- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Воспитывает у обучающихся:





приобщение системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой
культуры, в том числе и отечественной;
трудолюбие ответственность аккуратность, внимание, веру в созидательные
способности человека, терпимость по отношению к окружающим, культуры общения;
способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства
собственного достоинства, самоуважения;
уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой
деятельности.

Развивает у обучающихся:






природные задатки, творческий потенциал ребёнка;
образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение,
память, глазомер, совершенствовать моторику рук;
положительные эмоции и волевые качества;
потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться
успешного достижения поставленной цели;
образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к
произведениям искусства.

Ожидаемые результаты:
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для
технического творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и
областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями
уже известных инструментов;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,
оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Срок реализации программы-1 год
24

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Модистка»
Программа направлена на создание устойчивого интереса детей к самостоятельному
изготовлению чертежа выкройки и индивидуальному пошиву того или иного изделия,
постепенное обучение детей основам кройки и шитья, знакомство с модными тенденциями, с
изделиями отечественных и мировых модельеров, пробуждение интереса к данному виду
творчества и развитию стремления сначала копировать, а затем создавать свои интересные
изделия. Этот вид творчества востребован и сегодня, особенно подростками, так как именно
здесь
можно
проявить
свое
мастерство,
фантазию,
понимание прекрасного,
проявить творчество. Обучение по программе поможет подросткам сориентироваться в
мире профессий. На теоретических занятиях обучающиеся ознакомятся с направлениями
современной моды, технологией обработки тканей, основными приемами конструирования и
моделирования одежды, правилами кроя. На практических занятиях обучающиеся будут
заниматься разработкой индивидуальных моделей, учатся работать на специальном швейном
оборудовании, выполнять изделия в технологической последовательности.
Цель реализации программы: создание условий для развития мотивации детей на творчество
через увлечение индустрией моды, посредством моделирования, конструирования и технологии
изготовления одежды.
Обучающиеся научатся:
- основам моделирования и конструирования швейных изделий;
- технологии и последовательности изготовления швейных изделий;
- качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;
- читать чертежи;
- определять название и форму деталей кроя;
- выполнять разнообразные виды ручных швов;
- выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;
- подбирать материал для изготовления швейного изделия;
- выбирать последовательность операций по изготовлению.
Развивает у обучающихся:
- моторику рук во время занятий;
- идейно-художественное мышление;
- самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.
Воспитывает у обучающихся:
- чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
25

- настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- культуру общения в детском коллективе во время занятий;
- аккуратность и усидчивость при работе над изделием.

Ожидаемые результаты:
- планирование последовательности изготовления изделий;
- качественное выполнение работы, рациональное использование материала и времени;
- умение изготавливать чертежи выкроек швейных изделий;
- умение выполнять разнообразные виды ручных и машинных швов;
- умение выполнять поузловую обработку швейных изделий;
- умение изготавливать швейные изделия;
- умение выполнять операции влажно-тепловой обработки (ВТО);
- умение читать чертежи.
Дети узнают:








Стили и эпохи костюма.
История костюмов народов Крыма.
Виды и назначение специальных швейных машин. Их использование в швейном
производстве.
Снятие мерок, построение чертежа выкройки.
Конструирование и моделирование поясного изделия.
Технология изготовления и последовательность обработки изделия.
Виды плечевых изделий (платье, жилет, халат).

В процессе обучения обучающимся дается возможность изготовить изделия разного вида
сложности и по окончании обучения научиться самостоятельно оценивать свои способности и
возможности и до конца выполнять выбранное изделие.
Срок реализации программы-1 год
Социально- гуманитарная направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Твори добро»
Добровольческая (волонтёрская) деятельность является одной из важных и
актуальных задач социального становления личности подростка. От того, какие
ценности будут сформированы у молодого поколения сегодня, от того насколько
они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития
нашего общества. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает
организация деятельности по созданию условий для социального становления
подростков,
развития
их
социальной
активности.
26

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Твори добро»
предполагает
включение
обучающихся
в
социально-значимую
деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию
инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт,
умению взаимодействовать и включаться в проект, умению получать и передавать
информацию.
Работа
в
волонтерском
движении
поможет
обучающимся
поменяться
внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет
уверенным и в то же время научится проявлять толерантность и уважение к
окружающим.
Программа
способствует
формированию
духовно-нравственных
качеств
личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния
молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности,
решению социальных проблем местного сообщества и как следствие –
всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному
росту.
Программа
нацелена:
на
создание
комфортной
среды
для
подростка,
включённого в различные виды деятельности: учебную, игровую, традиционные
праздники, акции и формы повседневной организации общественно — полезной
работы в совместной деятельности учащихся, педагогов и представителей
молодёжных добровольческих организаций
Цель реализации программы: повышение уровня подготовки волонтеров за счет расширения
спектра знаний в области добровольческой деятельности и возможности получения
необходимых навыков через участие в социально полезной деятельности; Формирование
нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной
деятельности.
Обучающиеся научатся:

основным блокам информации, необходимой для
участия в волонтерской деятельности; основным методам организации
социально-значимой деятельности и технологиям, используемым в
общественной работе;
 методам и приёмам волонтерской(добровольческой) деятельности
и условиями применения методов волонтерской деятельности в
добровольческих акциях;
 навыкам социального проектирования и конструирования
социальных акций;
 получат представления о различных формах, методах, технологиях
работы добровольца (волонтёра) в области проведения социально-значимых мероприятий и
общественно-полезной деятельности;
 практическим знаниям, умениям и навыкам в области
работы с людьми различных социальных категорий в условиях социальнозначимой деятельности;
 научатся основам работы с различными видами информации;

проектной деятельности в части создания и реализации
собственных проектов и поддержке добровольческих инициатив других;

организации и проведению добровольческих акций.
Развивает у обучающихся:
 желание изучить и распространять опыт волонтерского
движения и активизации участия школьников в социально-значимых
акциях, проектах;
 организаторские умения и навыки, коммуникативные
27

способности, умение работать в команде;
 положительную мотивацию к участию в общественной работе;
 желание узнать об истории волонтерского движения и
современных практиках волонтерской деятельности;
 познавательную и социальной активности обучающихся.
 представления о различных формах, методах, технологиях
работы добровольца (волонтёра) в области проведения социально-значимых мероприятий и
общественно-полезной деятельности.
 опыт взаимодействия с участниками социально-значимых
мероприятий, опыт участия в общественно-полезной деятельности, с
людьми различных социальных категорий.
Воспитывает у обучающихся:
 потребность и способность к улучшению окружающей жизни;
 толерантные качества личности, милосердия, доброты,
отзывчивости; милосердие;
 активную гражданскую позицию;
 потребности в добровольческой деятельности;
 умение плодотворно сотрудничать в системе совместной деятельности детей и
взрослых.
Срок реализации программы-1 год

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».