Положение об организации обучения детей с ОВЗ от 7.11.2023 г.

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК «Школа
№26 имени Героя Советского
Д.Т. Доева»
протокол от 07.11.2023 № 2

СОГЛАСОВАНО
Советом родителей МБОУ
г. Керчи РК «Школа № 26 имени
СоюзаГероя Советского
Союза Д.Т.
Доева»
протокол от «11» ноября 2023г. № 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ г. Керчи РК
«Школа №26 имени Героя Советского
Союза Д.Т. Доева»
от 07.11. 2023г. № 435

Положение
об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов в Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Керчи Республики Крым
«Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева»
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение «Об организации обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – Положение) в МБОУ г. Керчи РК
«Школе № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» (далее – школа) разработано в
целях реализации гарантированных прав граждан на получение образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов (далее – ОВЗ).
1.2. Обучающиеся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и (или) бюро медико-социальной экспертизы и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. Обучающиеся с ОВЗ может иметь или не
иметь инвалидность.
1.3. Под специальными условиями обучения понимаются специальные
образовательные программы, методы и методики развития, обучения, воспитания, учебники,
учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
1.4. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной
защите инвалидов в РФ» (Обучение детей с ОВЗ, часто болеющих детей);
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897;
- Приказом № 115 от 22.03.2021г. «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №
28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

1

- Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (с изменениями на 18 августа
2016 года) «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой
помощи»;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Минобрнауки России к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий
учебный год.
- Уставом школы.
1.5. Положение определяет порядок организации воспитания и обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в МБОУ г. Керчи РК «Школе №
26 имени Героя Советского Союза Д.Т.Доева».
2. Порядок приема детей с ОВЗ
2.1. Прием детей с ОВЗ в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского
Союза Д.Т. Доева» осуществляется по территориальному принципу в соответствии с общим
порядком, установленным федеральным
законодательством для приема граждан в
государственные образовательные учреждения. В приеме обучающихся с ОВЗ с других
территорий может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест.
2.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.3. В классы (коррекции) для обучающихся с ОВЗ могут зачислятся обучающиеся с
различными видами нарушений только при условии, что такое обучение не препятствует
успешному освоению общеобразовательных программ и отсутствуют соответствующие
медицинские противопоказания.
2.4. При комплектовании интегрированных классов необходимо по возможности
объединять в одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих
рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же АООП.
2.7. Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их
численность в классе для детей с ОВЗ не должна превышать 12 человек.
2.8. Обучение в классах для детей с ОВЗ осуществляется по адаптированной
образовательной программе, утверждённой на Педагогическом совете Школы.
2.9. Образовательная деятельность в классах для детей с ограниченными
возможностями здоровья организуется с учетом повышенной утомляемости обучающихся:
учебные занятия в первую смену, продолжительность уроков: 1 класс - сентябрь, октябрь - 3
урока по 35 минут; ноябрь, декабрь - 4 урока по 35 минут; январь – май - 4 урока по 40 минут;
2 - 4 классы - не более 40 минут.
2.10. При существенном уменьшении или ликвидации отклонений в развитии детей
классов с ОВЗ обучающиеся переводятся в общеобразовательные классы по заключению
ПМПК.
2.11. Обучающиеся, не освоившие адаптированную образовательную программу, по
усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение в другие образовательные организации в соответствии с
рекомендациями ПМПК.
2.12. Перевод обучающихся из класса для детей с ОВЗ (ЗПР) в другие
образовательные организации или общеобразовательные классы производится с согласия
родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК
3. Организация образовательной деятельности
в классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.1. Организация образовательной деятельности в классах для детей с ОВЗ (ЗПР)
осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.

2

3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся
с ОВЗ (ЗПР) определяются адаптированной общеобразовательной программой, разработанной
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, основного общего образования, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, ФК ГОС.
3.3. Образовательная деятельность в классах для детей с ОВЗ (ЗПР) осуществляется в
соответствии с уровнями общеобразовательных программ:
I уровень - начальное общее образование: 1-4 классы;
II уровень – основное общее образование: 5-9 классы.
3.4. Образовательная деятельность обеспечивает оптимальные условия для
обучающихся в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной
системе обязательны диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее направления
деятельности.
3.5. С целью коррекции отклонений в развитии детей, ликвидации пробелов в знаниях
проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Основные направления
коррекционной работы: совершенствование движений и сенсомоторного развития; коррекция
отдельных сторон психической деятельности; развитие основных мыслительных операций;
развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы; развитие речи, овладение техникой речи; расширение представлений об
окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на
специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2-4
человек).
3.6. Текущая и промежуточная аттестация обучающихся данных классов проводится
в соответствии с «Положением о текущей, промежуточной и итоговой аттестации, системе
оценивания учебных достижений, индивидуальном учете результатов освоения
адаптированных образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (не умственная отсталость)».
3.7. Распорядок дня обучающихся устанавливается с учетом их повышенной
утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем
нагрузки по реализации адаптированной образовательной программы, время на
самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей учащихся в
двигательной активности). В первой половине дня обучающиеся посещают учебные занятия,
предусмотренные адаптированной основной образовательной программой.
3.8. Учебный день включает в себя специально организованные уроки. Обучение и
воспитание происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности
обучающегося в течение учебного дня.
3.9. Обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) объединяются в группы вне зависимости от уровня
нарушения здоровья со здоровыми сверстниками для проведения школьных мероприятий
воспитательного характера.
4. Организация обучения обучающихся с ОВЗ, инвалидностью на уровне начального
общего, основного общего, среднего общего образования
4.1. В Школе должны быть созданы специальные условия обучения для детей с ТНР,
ЗПР, НОДА, РАС, варианты 1 и 2 с интеллектуальными нарушениями (обучение на дому по
медицинским показаниям). Обучение по варианту 1, 2 ФГОС НОО ОВЗ организуется по
основной образовательной программе, при необходимости - в соответствии с
индивидуальным учебным планом. При прохождении обучения в соответствии с
индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких

3

обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая
реализуется, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
4.2. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение
социально-педагогической
и
психологической
помощи,
бесплатной
психологопедагогической коррекции:
− в классах начального общего образования, в которых обучаются дети по АООП,
разработанной в соответствии с ФГОС ОВЗ;
− в классах для обучения по специальной индивидуальной программе развития
(СИПР), учитывающей особенности психофизического развития, индивидуальные
возможности обучающегося в соответствии с ФГОС ОВЗ;
− в классах, в которых реализуются здоровьесберегающие технологии и созданы
специальные условия обучения для детей-инвалидов и детей, имеющих хронические
заболевания, подтверждающиеся медицинским заключением;
− обучение на дому по медицинским показаниям;
− семейной форме обучения.
3.3. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по АООП:
− начальное общее образования - срок обучения увеличивается не более чем на один
год (пять лет освоения образовательной программы);
− основного общего образования - срок обучения 5 лет;
3.4. Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ происходит как в ходе уроков, так и
во время внеурочной деятельности, которая определяется учебным планом, индивидуальным
учебным планом, индивидуальным образовательным маршрутом. В первой половине дня
могут быть организованы коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом,
учителем-дефектологом и педагогом-психологом.
3.5. Коррекционно-развивающую работу с обучающимися проводят учительдефектолог, учитель-логопед, педагог - психолог. Для этих занятий предусматривается 2 - 3
часа коррекционно-развивающей работы в неделю, согласно рекомендациям ЦПМПК и
ПМПк.
3.6. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье
обучающихся, реализацию их конституционного права на получение бесплатного
образования в пределах усвоения ими адаптированных общеобразовательных программ,
соответствующих их психофизическим возможностям.
3.7. Родители (законные представители) принимают участие в процессе реабилитации
детей. Родители (законные представители) имеют право получать информацию обо всех
видах
планируемых
обследований
(психологических,
психолого-педагогических)
обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких
обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о
результатах проведенных обследований обучающихся. По согласованию с администрацией
школы родители имеют право присутствовать на уроках и индивидуальных занятиях,
принимать участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных
мероприятий.
4. Формы обучения детей с ОВЗ
4.1. Форма обучения и программа определяется при зачислении обучающегося в
Школу по заявлению родителя (законного представителя) ребенка в соответствии с
медицинскими показаниями, заключением ПМПК.
4.2. С учетом потребностей и возможностей развития личности обучающегося
общеобразовательные программы могут осваивать в следующих формах: классно-урочная,
групповая, надомная.
4.3. Классно-урочная и групповая формы обучения.

4

При организации совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения (инклюзия).
Количество обучающихся с ОВЗ в одном классе не более 3-4 человек (в
коррекционных классах – не более 12 человек).
Количество отдельных классов (групп) для детей с ОВЗ определяется возможностью
школы, санитарными нормами и условиями для осуществления образовательного процесса.
Наполняемость классов и групп:
− классно-урочная форма - не более 15 обучающихся (в зависимости от санитарных
норм);
− групповая форма - не более 8-х обучающихся. Пятидневная учебная неделя, начало
занятий – 8.30, продолжительность уроков во 2 -11 классах до 40 минут, в первых классах в
первом полугодии – не более 35 минут, во втором
полугодии – не более 40 минут.
Учебный план разрабатывается на основе Федерального государственного
образовательного стандарта. При этом часть, формируемая участниками образовательных
отношений, позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и психофизические
возможности.
Недельная учебная нагрузка классно-урочной и групповой форм обучения
соответствует учебному плану образовательного учреждения на текущий год.
4.4. Надомная форма обучения.
Индивидуальное обучение на дому организовывается обучающимся, входящим в
контингент МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» при
наличии справки, в которой рекомендуется данная форма обучения.
График организации образовательного процесса в форме обучения на дому,
образовательные технологии должны обеспечивать образование обучающегося в
соответствии с государственным образовательным стандартом.
Пятидневная учебная неделя, продолжительность уроков во 2 -11 классах до 40
минут, в первых классах в первом полугодии – не более 35 минут, во втором полугодии – не
более 40 минут.
Учебный план разрабатывается на основе Федерального государственного
образовательного стандарта. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы
обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на
основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Право
распределения часов по учебным дисциплинам предоставляется образовательному
учреждению с учётом индивидуальных психофизических особенностей, медицинских
рекомендаций.
Расписание занятий согласовывается с родителями обучающегося и утверждается
директором школы.
4.5. Индивидуальная форма обучения (индивидуальный учебный план). Для детей с
выраженными поведенческими отклонениями, угрожающими безопасности окружающим,
индивидуальное обучение организовано на основе
индивидуального плана. После
проведения динамических наблюдений специалистами школы, по решению ПМПк, может
быть организовано индивидуальное обучение обучающихся с ОВЗ с учетом психофизических
и психоэмоциональных возможностей, коррекционно - развивающих занятий с поэтапным
введением в совместное обучение с другими обучающимися.
Выбор
вариантов
обучения
обучающегося
зависит
от
особенностей
психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта,
особенностей эмоционально - волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций
лечебно
профилактического
учреждения,
психолого-педагогического
консилиума,
государственной службы медико-социальной экспертизы.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».