ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Д.Т. Доева» протокол от 07.11.2023 № 2 СОГЛАСОВАНО Советом родителей МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени СоюзаГероя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от «11» ноября 2023г. № 2 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» от 07.11. 2023г. № 435 Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение «Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – Положение) в МБОУ г. Керчи РК «Школе № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» (далее – школа) разработано в целях реализации гарантированных прав граждан на получение образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов (далее – ОВЗ). 1.2. Обучающиеся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и (или) бюро медико-социальной экспертизы и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающиеся с ОВЗ может иметь или не иметь инвалидность. 1.3. Под специальными условиями обучения понимаются специальные образовательные программы, методы и методики развития, обучения, воспитания, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. 1.4. Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; - Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в РФ» (Обучение детей с ОВЗ, часто болеющих детей); - Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; - ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; - Приказом № 115 от 22.03.2021г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 1 - Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (с изменениями на 18 августа 2016 года) «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; - Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год. - Уставом школы. 1.5. Положение определяет порядок организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в МБОУ г. Керчи РК «Школе № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т.Доева». 2. Порядок приема детей с ОВЗ 2.1. Прием детей с ОВЗ в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» осуществляется по территориальному принципу в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством для приема граждан в государственные образовательные учреждения. В приеме обучающихся с ОВЗ с других территорий может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. 2.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. 2.3. В классы (коррекции) для обучающихся с ОВЗ могут зачислятся обучающиеся с различными видами нарушений только при условии, что такое обучение не препятствует успешному освоению общеобразовательных программ и отсутствуют соответствующие медицинские противопоказания. 2.4. При комплектовании интегрированных классов необходимо по возможности объединять в одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же АООП. 2.7. Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе для детей с ОВЗ не должна превышать 12 человек. 2.8. Обучение в классах для детей с ОВЗ осуществляется по адаптированной образовательной программе, утверждённой на Педагогическом совете Школы. 2.9. Образовательная деятельность в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом повышенной утомляемости обучающихся: учебные занятия в первую смену, продолжительность уроков: 1 класс - сентябрь, октябрь - 3 урока по 35 минут; ноябрь, декабрь - 4 урока по 35 минут; январь – май - 4 урока по 40 минут; 2 - 4 классы - не более 40 минут. 2.10. При существенном уменьшении или ликвидации отклонений в развитии детей классов с ОВЗ обучающиеся переводятся в общеобразовательные классы по заключению ПМПК. 2.11. Обучающиеся, не освоившие адаптированную образовательную программу, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение в другие образовательные организации в соответствии с рекомендациями ПМПК. 2.12. Перевод обучающихся из класса для детей с ОВЗ (ЗПР) в другие образовательные организации или общеобразовательные классы производится с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК 3. Организация образовательной деятельности в классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 3.1. Организация образовательной деятельности в классах для детей с ОВЗ (ЗПР) осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. 2 3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) определяются адаптированной общеобразовательной программой, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФК ГОС. 3.3. Образовательная деятельность в классах для детей с ОВЗ (ЗПР) осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ: I уровень - начальное общее образование: 1-4 классы; II уровень – основное общее образование: 5-9 классы. 3.4. Образовательная деятельность обеспечивает оптимальные условия для обучающихся в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе обязательны диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее направления деятельности. 3.5. С целью коррекции отклонений в развитии детей, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Основные направления коррекционной работы: совершенствование движений и сенсомоторного развития; коррекция отдельных сторон психической деятельности; развитие основных мыслительных операций; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы; развитие речи, овладение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2-4 человек). 3.6. Текущая и промежуточная аттестация обучающихся данных классов проводится в соответствии с «Положением о текущей, промежуточной и итоговой аттестации, системе оценивания учебных достижений, индивидуальном учете результатов освоения адаптированных образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (не умственная отсталость)». 3.7. Распорядок дня обучающихся устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации адаптированной образовательной программы, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей учащихся в двигательной активности). В первой половине дня обучающиеся посещают учебные занятия, предусмотренные адаптированной основной образовательной программой. 3.8. Учебный день включает в себя специально организованные уроки. Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня. 3.9. Обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) объединяются в группы вне зависимости от уровня нарушения здоровья со здоровыми сверстниками для проведения школьных мероприятий воспитательного характера. 4. Организация обучения обучающихся с ОВЗ, инвалидностью на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования 4.1. В Школе должны быть созданы специальные условия обучения для детей с ТНР, ЗПР, НОДА, РАС, варианты 1 и 2 с интеллектуальными нарушениями (обучение на дому по медицинским показаниям). Обучение по варианту 1, 2 ФГОС НОО ОВЗ организуется по основной образовательной программе, при необходимости - в соответствии с индивидуальным учебным планом. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких 3 обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. 4.2. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологопедагогической коррекции: − в классах начального общего образования, в которых обучаются дети по АООП, разработанной в соответствии с ФГОС ОВЗ; − в классах для обучения по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), учитывающей особенности психофизического развития, индивидуальные возможности обучающегося в соответствии с ФГОС ОВЗ; − в классах, в которых реализуются здоровьесберегающие технологии и созданы специальные условия обучения для детей-инвалидов и детей, имеющих хронические заболевания, подтверждающиеся медицинским заключением; − обучение на дому по медицинским показаниям; − семейной форме обучения. 3.3. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по АООП: − начальное общее образования - срок обучения увеличивается не более чем на один год (пять лет освоения образовательной программы); − основного общего образования - срок обучения 5 лет; 3.4. Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности, которая определяется учебным планом, индивидуальным учебным планом, индивидуальным образовательным маршрутом. В первой половине дня могут быть организованы коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. 3.5. Коррекционно-развивающую работу с обучающимися проводят учительдефектолог, учитель-логопед, педагог - психолог. Для этих занятий предусматривается 2 - 3 часа коррекционно-развивающей работы в неделю, согласно рекомендациям ЦПМПК и ПМПк. 3.6. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, реализацию их конституционного права на получение бесплатного образования в пределах усвоения ими адаптированных общеобразовательных программ, соответствующих их психофизическим возможностям. 3.7. Родители (законные представители) принимают участие в процессе реабилитации детей. Родители (законные представители) имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся. По согласованию с администрацией школы родители имеют право присутствовать на уроках и индивидуальных занятиях, принимать участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий. 4. Формы обучения детей с ОВЗ 4.1. Форма обучения и программа определяется при зачислении обучающегося в Школу по заявлению родителя (законного представителя) ребенка в соответствии с медицинскими показаниями, заключением ПМПК. 4.2. С учетом потребностей и возможностей развития личности обучающегося общеобразовательные программы могут осваивать в следующих формах: классно-урочная, групповая, надомная. 4.3. Классно-урочная и групповая формы обучения. 4 При организации совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения (инклюзия). Количество обучающихся с ОВЗ в одном классе не более 3-4 человек (в коррекционных классах – не более 12 человек). Количество отдельных классов (групп) для детей с ОВЗ определяется возможностью школы, санитарными нормами и условиями для осуществления образовательного процесса. Наполняемость классов и групп: − классно-урочная форма - не более 15 обучающихся (в зависимости от санитарных норм); − групповая форма - не более 8-х обучающихся. Пятидневная учебная неделя, начало занятий – 8.30, продолжительность уроков во 2 -11 классах до 40 минут, в первых классах в первом полугодии – не более 35 минут, во втором полугодии – не более 40 минут. Учебный план разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта. При этом часть, формируемая участниками образовательных отношений, позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и психофизические возможности. Недельная учебная нагрузка классно-урочной и групповой форм обучения соответствует учебному плану образовательного учреждения на текущий год. 4.4. Надомная форма обучения. Индивидуальное обучение на дому организовывается обучающимся, входящим в контингент МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» при наличии справки, в которой рекомендуется данная форма обучения. График организации образовательного процесса в форме обучения на дому, образовательные технологии должны обеспечивать образование обучающегося в соответствии с государственным образовательным стандартом. Пятидневная учебная неделя, продолжительность уроков во 2 -11 классах до 40 минут, в первых классах в первом полугодии – не более 35 минут, во втором полугодии – не более 40 минут. Учебный план разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Право распределения часов по учебным дисциплинам предоставляется образовательному учреждению с учётом индивидуальных психофизических особенностей, медицинских рекомендаций. Расписание занятий согласовывается с родителями обучающегося и утверждается директором школы. 4.5. Индивидуальная форма обучения (индивидуальный учебный план). Для детей с выраженными поведенческими отклонениями, угрожающими безопасности окружающим, индивидуальное обучение организовано на основе индивидуального плана. После проведения динамических наблюдений специалистами школы, по решению ПМПк, может быть организовано индивидуальное обучение обучающихся с ОВЗ с учетом психофизических и психоэмоциональных возможностей, коррекционно - развивающих занятий с поэтапным введением в совместное обучение с другими обучающимися. Выбор вариантов обучения обучающегося зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально - волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно профилактического учреждения, психолого-педагогического консилиума, государственной службы медико-социальной экспертизы. 5