СОГЛАСОВАН Советом родителей МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 29.08.2024 г. № 1 ПРИНЯТ Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 29.08.2024г. №18 УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» от 30.08.2024 г. № 245 ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ, ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития 5, 7, 8 классы на 2024-2025 учебный год (5- дневная учебная неделя) Пояснительная записка к плану коррекционно - развивающих занятий, внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития основного общего образования (5, 7, 8 класс) на 2024-2025 учебный год Нормативно-методическая база учебного плана Учебный план основного общего образования на 2024-2025 учебный год МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» разработан на основании: федеральных нормативных документов: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 (вступивший в силу с 01 сентября 2016 года); - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР, утвержденной приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2023 № 1023. Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от № 1988/01-15 от 13.04.2023, № 3632/01-14 от 05.07.2023; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»). - Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». При формировании содержания внеурочной деятельности учитывается: условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав; результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды, национальные и культурные особенности региона, где находится школа. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с ОВЗ, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, сформированы с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных 2 от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение определяется исходя из психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» в соответствии ФГОС обучающихся с задержкой психического развития включает: Коррекционно-развивающая область, которая представлена групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, психокоррекционными, логопедическими, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение определяется исходя из психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК. Логопедические занятия «Развие речи, овладение техникой речи (логопедия) Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации. Основными направлениями логопедической работы является: диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи; коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Психокоррекционные занятия «Коррекция отдельных сторон психической деятельности» Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения. Основные направления работы: - диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); - диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); - диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); 3 формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). Внеурочная деятельность Для всех классов один час в неделю отведён на внеурочное занятие "Разговоры о важном". Цель: Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Форма организации: Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Для всех классов один час в неделю отведён рамках реализации профессионального минимума на внеурочное занятие "Россия – мои горизонты". Данный курс внеурочной деятельности разработан с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6,7-х классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее». Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся. Форма организации: беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога. Реализация общекультурного направления проводится через курс «Техническое моделирование», цель которого развитие понимания художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчет допустимой (максимальной) обязательной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы начального общего образования. - 4 Недельный учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» на 2024-2025 учебный год внеурочная деятельность/коррекционно-развивающих занятий основного общего образования 5, 7, 8 класс для обучающихся с задержкой психического развития Предметная область Часов в неделю Всего 5-Д 7-Д 8-Д КоррекционноРазвитие речи, овладение 2 2 2 6 развивающие занятия техникой речи (логопедия) Коррекция отдельных сторон 2 2 2 6 психической деятельности Общекультурное Россия – мои горизонты 1 1 2 Техническое моделирование 1 1 1 3 Духовно - нравственное Разговоры о важном 1 1 1 3 Итого 6 7 7 20 Итого к финансированию 6 7 7 20 Годовой учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» на 2024-2025 учебный год внеурочная деятельность/коррекционно-развивающих занятий основного общего образования 5, 7, 8 класс для обучающихся с задержкой психического развития Предметная область Коррекционноразвивающие занятия Общекультурное Духовно - нравственное Развитие речи, овладение техникой речи (логопедия) Коррекция отдельных сторон психической деятельности Россия – мои горизонты Техническое моделирование Разговоры о важном Итого Итого к финансированию Часов в неделю 5-Д 7-Д 8-Д 68 68 68 Всего 204 68 68 68 204 34 34 204 204 34 34 34 238 238 34 34 34 238 238 68 102 102 680 680 5