Положение о социально-психологической службе

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК «Школа №26
имени Героя Советского Союза
Д.Т. Доева»
протокол от 30.08.2021 №11

СОГЛАСОВАНО
Советом родителей МБОУ
г. Керчи РК «Школа № 26 имени
Героя Советского
Союза Д.Т.
Доева» протокол от «27» августа
2021г. №5

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ г. Керчи РК
«Школа №26 имени Героя Советского
Союза Д.Т. Доева»
от 30.08. 2021г. № 263

Положение о социально - психологической службе в школе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Керчи Республики Крым
« Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева»
1.
Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании Российской Федерации», положением о службе практической психологии в
системе министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства
образования РФ от 22.12.1999 № 636) и Уставом школы.
1.2. Положение определяет и регламентирует организационно-методическую основу
деятельности службы психолого-педагогического сопровождения школы, являющейся ее
структурным подразделением.
1.3. Штатный состав психологической службы школы утверждается директором школы.
1.4. Психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной
деятельности школы.
1.5. Психологическая служба школы имеет подчинение: по административной линии –
директору школы. Деятельность психологической службы школы ориентирована как на
обучающихся, так и на административных и педагогических работников, их
психологическую поддержку и обеспечение их психологического здоровья.
1.6. Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение
личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а
также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического
процесса.
1.7.Педагоги-психологи психологической службы осуществляют свою деятельность,
руководствуясь запросами родителей и обучающихся, администрации, педагогов,
настоящим Положением.
1.8. Сотрудники психологической службы осуществляют свою деятельность в тесном
контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями обучающихся, в
своей деятельности работники психологической службы школы руководствуются
Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации», Семейным Кодексом РФ, Положением о службе
практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации,
федеральным, региональным и местным законодательством в области образования и
социальной защиты.
1

2. Основными видами деятельности психологической службы являются:
2.1. Школьная психодиагностика.
Эта работа ориентирована на различные возрастные группы и имеет своей целью
информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные
необходимы для:
2.1.1. составления социально-психологического портрета обучающегося (описания его
школьного статуса, проведение мониторингов уровня развития);
2.1.2. определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в
обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием;
2.1.3. выбора средств и форм психологического сопровождения обучающихся в
соответствии с присущими им особенностями обучения и общения (с индивидуальным
маршрутом развития);
2.1.4. реализации
профилактической работы
со школьниками (профилактика
психических нарушений в развитии, употребления ПАВ, профилактика преступного и
девиатного поведения и т.д).
2.2 Психокоррекционная и развивающая работа с обучающимися.
Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность
обучающегося.
2.2.1. Развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических
условий для целостного-психологического развития обучающихся, прежде всего на
познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и
самосознание детей.
2.2.2. Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого
развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, то
есть на обучающегося с различными психологическими проблемами и направлена на их
решение.
2.2.3. Коррекционно-развивающая работа психолога проводится на основании
программ коррекции,
составленных на основании
результатов индивидуальной
диагностики обучающихся.
2.2.4. Педагог-психолог имеет право проводить коррекционно-развивающую работу с
обучающимися ОВЗ, а так же с детьми, которые обучаются по индивидуальным
программам.
2.3. Консультирование и просвещение обучающихся, их родителей и педагогов
2.3.1 Консультирование и просвещение обучающихся.
Психологическое просвещение обучающихся ориентировано на создание условий для
активного усвоения и использования обучающимися социально-психологических знаний
в процессе обучения, общения и личностного развития. Консультирование обучающихся
может иметь различное содержание. В рамках индивидуальной работы психологов с
обучающимися в области консультирования могут быть решены следующие задачи:
1. Оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в
обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием;
2.Обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и
самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для
успешного обучения и развития;
3.Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в
состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

2

2.3.2. Консультирование и просвещение педагогов
В консультировании педагогов можно выделить три направления:
1) консультирование
педагогов-предметников
и
воспитателей
(классных
руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных
программ обучения и воспитательного воздействия;
2) ППк, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психологопедагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а
также определенных ученических групп и параллелей;
3) Социально-посредническая работа психологической службы в ситуациях разрешения
различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах
отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители и др.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в
рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностно значимое для
них знание, позволяющее:
- организовать эффективный процесс предметного обучения учащихся с содержательной
и методической точек зрения;
- построить взаимоотношения с обучающимися и коллегами;
- осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками
внутришкольных взаимодействий.
2.3.3 Консультирование и просвещение родителей
Основная цель этого вида работы – создание социально-психологических условий для
привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, то есть
создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения
родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
2.4. Социально-диспетчерская деятельность.
Эта деятельность направлена на получение детьми, их родителями и педагогами
(администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки
функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психологапрактика.
2.5. Просвещение и профилактика. Организация системы профилактических мер по
предупреждению отклоняющегося и асоциального поведения детей и подростков.
Изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью
выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации.
Передача необходимых и адаптированных научных знаний различных
направлений психологии всем участникам учебно-воспитательного процесса.
2.6. Психологическое сопровождение развития и обучения детей с ОВЗ, детей с
инвалидностью (различные формы обучения), участие в работе ППк с целью
своевременного определения трудностей в обучении и развитии детей с отклонениями в
развитии и/или состоянии декомпенсации. Психологическое сопровождение так же
включает в себя сотрудничество с другими образовательными, социальными и
медицинскими специалистами города и Республики Крым.
3. Ответственность работников психологической службы.
3.1.Сотрудники психологической службы несут персональную ответственность за:
обоснованность психологического вывода (диагноза);
адекватность диагностических и коррекционных методов;

3

выполнение обязательных видов работ психолога (согласно тарификации);
обоснованность и доступность выдаваемых рекомендаций.
3.2.Специалисты Психологической службы несут ответственность за оформление и
сохранность протоколов обследований и другой документации Службы.
3.3. Решения и заключения психологической службы школы носят рекомендательный
характер.
4. Обязанности и права сотрудников психологической службы
4.1. Сотрудники психологической службы обязаны:
4.1.1. Руководствоваться Уставом школы, программой психологической службы,
кодексом психолога, настоящим Положением.
4.1.2. Участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в работе
проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров;
постоянно повышать свой профессиональный уровень.
4.1.3. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией
школы (сроки отчетов – по согласованию с директором школы).
4.1.4. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей
профессиональной компетенции.
4.1.5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребёнка.
4.1.6. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и
родителями учащихся.
4.1.7. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и
консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для
осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
4.1.8. Информировать участников педсоветов, ППк, администрацию школы о задачах,
содержании и результатах проводимой работы.
4.2. Сотрудники психологической службы имеют право:
4.2.1. принимать участие в педсоветах, ППк, заседаниях МО и т.д.
4.2.2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия ГПД с целью
проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.
4.2.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
4.2.4. Проводить в школе групповые и индивидуальные психологические исследования
по заданию выше стоящих органов.
4.2.5. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путём лекций,
бесед, выступлений, тренингов и др.
4.2.6. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и
квалификацией.
4.2.7. Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами
в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи
обучающемуся.
4.2.8. Ставить перед администрацией школы вопросы, связанные с совершенствованием
учебно- воспитательного процесса.
4.2.9. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в
соответствии с собственными профессиональными потребностями.

4

4.2.10. Проводить экспертную оценку экспериментальных образовательных программ по
запросу;
4.2.11. Изучать опыт в организации психологической службы других школ.
4.2.13. Привлекать к работе психологические службы, специалистов ВУЗов и научных
учреждений с целью совершенствования работы психологической службы школы.
4.2.14. Разрабатывать методики и критерии оценивания личностного и
интеллектуального развития учащихся; методические рекомендации по работе с
учащимися с учетом их личностных характеристик; рекомендации по организации
бесконфликтного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
5. Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического
сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения
за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.
5.1. В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
1. Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности
школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях
внедрения ФГОС.
2. Психологическая эффективность:
- субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
- адекватная самооценка;
- сформированностью Я – концепции личности;
- оптимальное развитием его способностей, и, как следствие, профессиональное
самоопределение.
3.
Документация педагога-психолога.
(Согласно номенклатуре дел педагога-психолога).
1. Входящая документация
2. Исходящая документация
3. Номенклатура дел
4. План работы педагога-психолога
5. Рабочий журнал (журналы)
6. Отчеты педагога-психолога
7. График работы
8. Циклограмма работы
9. Паспорт кабинета педагога-психолога
10. Психолого-педагогические карты обучающихся, классов
11. Диагностический инструментарий
12. Методические материалы по психодиагностике
13. Коррекционно-развивающие программы
14. Методические материалы по просветительской и профилактической работе
15. Методические разработки психологических игр, упражнений, мероприятий
16. Методические программы по коррекции развития отдельных психических процессов

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».