ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от 30.08.2021 №11 СОГЛАСОВАНО Советом родителей МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» протокол от «27» августа 2021г. №5 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ г. Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» от 30.08. 2021г. № 263 Положение о социально - психологической службе в школе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым « Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании Российской Федерации», положением о службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22.12.1999 № 636) и Уставом школы. 1.2. Положение определяет и регламентирует организационно-методическую основу деятельности службы психолого-педагогического сопровождения школы, являющейся ее структурным подразделением. 1.3. Штатный состав психологической службы школы утверждается директором школы. 1.4. Психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы. 1.5. Психологическая служба школы имеет подчинение: по административной линии – директору школы. Деятельность психологической службы школы ориентирована как на обучающихся, так и на административных и педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение их психологического здоровья. 1.6. Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса. 1.7.Педагоги-психологи психологической службы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и обучающихся, администрации, педагогов, настоящим Положением. 1.8. Сотрудники психологической службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями обучающихся, в своей деятельности работники психологической службы школы руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Семейным Кодексом РФ, Положением о службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации, федеральным, региональным и местным законодательством в области образования и социальной защиты. 1 2. Основными видами деятельности психологической службы являются: 2.1. Школьная психодиагностика. Эта работа ориентирована на различные возрастные группы и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы для: 2.1.1. составления социально-психологического портрета обучающегося (описания его школьного статуса, проведение мониторингов уровня развития); 2.1.2. определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием; 2.1.3. выбора средств и форм психологического сопровождения обучающихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения (с индивидуальным маршрутом развития); 2.1.4. реализации профилактической работы со школьниками (профилактика психических нарушений в развитии, употребления ПАВ, профилактика преступного и девиатного поведения и т.д). 2.2 Психокоррекционная и развивающая работа с обучающимися. Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность обучающегося. 2.2.1. Развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного-психологического развития обучающихся, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и самосознание детей. 2.2.2. Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, то есть на обучающегося с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. 2.2.3. Коррекционно-развивающая работа психолога проводится на основании программ коррекции, составленных на основании результатов индивидуальной диагностики обучающихся. 2.2.4. Педагог-психолог имеет право проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися ОВЗ, а так же с детьми, которые обучаются по индивидуальным программам. 2.3. Консультирование и просвещение обучающихся, их родителей и педагогов 2.3.1 Консультирование и просвещение обучающихся. Психологическое просвещение обучающихся ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования обучающимися социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Консультирование обучающихся может иметь различное содержание. В рамках индивидуальной работы психологов с обучающимися в области консультирования могут быть решены следующие задачи: 1. Оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием; 2.Обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; 3.Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания. 2 2.3.2. Консультирование и просвещение педагогов В консультировании педагогов можно выделить три направления: 1) консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия; 2) ППк, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психологопедагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей; 3) Социально-посредническая работа психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители и др. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностно значимое для них знание, позволяющее: - организовать эффективный процесс предметного обучения учащихся с содержательной и методической точек зрения; - построить взаимоотношения с обучающимися и коллегами; - осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий. 2.3.3 Консультирование и просвещение родителей Основная цель этого вида работы – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, то есть создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка. 2.4. Социально-диспетчерская деятельность. Эта деятельность направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психологапрактика. 2.5. Просвещение и профилактика. Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося и асоциального поведения детей и подростков. Изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации. Передача необходимых и адаптированных научных знаний различных направлений психологии всем участникам учебно-воспитательного процесса. 2.6. Психологическое сопровождение развития и обучения детей с ОВЗ, детей с инвалидностью (различные формы обучения), участие в работе ППк с целью своевременного определения трудностей в обучении и развитии детей с отклонениями в развитии и/или состоянии декомпенсации. Психологическое сопровождение так же включает в себя сотрудничество с другими образовательными, социальными и медицинскими специалистами города и Республики Крым. 3. Ответственность работников психологической службы. 3.1.Сотрудники психологической службы несут персональную ответственность за: обоснованность психологического вывода (диагноза); адекватность диагностических и коррекционных методов; 3 выполнение обязательных видов работ психолога (согласно тарификации); обоснованность и доступность выдаваемых рекомендаций. 3.2.Специалисты Психологической службы несут ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации Службы. 3.3. Решения и заключения психологической службы школы носят рекомендательный характер. 4. Обязанности и права сотрудников психологической службы 4.1. Сотрудники психологической службы обязаны: 4.1.1. Руководствоваться Уставом школы, программой психологической службы, кодексом психолога, настоящим Положением. 4.1.2. Участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в работе проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой профессиональный уровень. 4.1.3. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы (сроки отчетов – по согласованию с директором школы). 4.1.4. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции. 4.1.5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребёнка. 4.1.6. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся. 4.1.7. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы. 4.1.8. Информировать участников педсоветов, ППк, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы. 4.2. Сотрудники психологической службы имеют право: 4.2.1. принимать участие в педсоветах, ППк, заседаниях МО и т.д. 4.2.2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия ГПД с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся. 4.2.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией. 4.2.4. Проводить в школе групповые и индивидуальные психологические исследования по заданию выше стоящих органов. 4.2.5. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путём лекций, бесед, выступлений, тренингов и др. 4.2.6. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией. 4.2.7. Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи обучающемуся. 4.2.8. Ставить перед администрацией школы вопросы, связанные с совершенствованием учебно- воспитательного процесса. 4.2.9. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями. 4 4.2.10. Проводить экспертную оценку экспериментальных образовательных программ по запросу; 4.2.11. Изучать опыт в организации психологической службы других школ. 4.2.13. Привлекать к работе психологические службы, специалистов ВУЗов и научных учреждений с целью совершенствования работы психологической службы школы. 4.2.14. Разрабатывать методики и критерии оценивания личностного и интеллектуального развития учащихся; методические рекомендации по работе с учащимися с учетом их личностных характеристик; рекомендации по организации бесконфликтного взаимодействия субъектов образовательного процесса. 5. Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения. Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности. 5.1. В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются: 1. Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. 2. Психологическая эффективность: - субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе; - адекватная самооценка; - сформированностью Я – концепции личности; - оптимальное развитием его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение. 3. Документация педагога-психолога. (Согласно номенклатуре дел педагога-психолога). 1. Входящая документация 2. Исходящая документация 3. Номенклатура дел 4. План работы педагога-психолога 5. Рабочий журнал (журналы) 6. Отчеты педагога-психолога 7. График работы 8. Циклограмма работы 9. Паспорт кабинета педагога-психолога 10. Психолого-педагогические карты обучающихся, классов 11. Диагностический инструментарий 12. Методические материалы по психодиагностике 13. Коррекционно-развивающие программы 14. Методические материалы по просветительской и профилактической работе 15. Методические разработки психологических игр, упражнений, мероприятий 16. Методические программы по коррекции развития отдельных психических процессов 5