Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО ОВЗ (вариант 7.2)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) (вариант 7.2) в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени
Героя Советского Союза Д.Т. Доева» разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартам начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации
«Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014г. № 1598, , с учетом рекомендаций Примерной адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования обучающихся
с ЗПР.
Цель реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития - обеспечение выполнения требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при
разработке и реализации в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 26 имени Героя Советского
Союза Д.Т. Доева» АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих
основных задач:
• формирование общей культуры,
духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения
АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций
и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося
с ЗПР с учётом индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления
возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного,
личностного развития;
• создание благоприятных условий для
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования;
• использование
в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
• предоставление
обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• участие
педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей)
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(микрорайона, города).
Принципы
и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
В основу разработки и реализации АООП
НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный
подходы. Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП
НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования. АООП НОО обучающихся с ЗПР
создается и реализуется в соответствии с дифференцированно сформулированными
требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре
АООП НОО;
• условиям
реализации АООП НОО;
• результатам
освоения АООП НОО.
Применение
дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с
нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится
на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования. В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
·
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
·
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
·
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
·
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей
ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены
следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования1
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета
типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной
направленности образовательного процесса;
•
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его
на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей; • онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
начального общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;
• принцип целостности содержания образования,
поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие
предмета, а ― «образовательной области»;
• принцип направленности на формирование
деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой
психического развития всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке
и активной деятельности в реальном мире.
Общая характеристика адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы,
условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР
получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО представляет собой
образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО
предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО, условиям ее реализации
и результатам освоения.
АООП НОО
обучающихся с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной направленности всего
образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки
обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе
усиления внимания к формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР
пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных
особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет (с
обязательным введением первого дополнительного класса).
Реализация
АООП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с
образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные
календарные сроки, которые определяются Стандартом. «Сопоставимость»
заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается
несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию
требований.